Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ" на примере Солнцевского районного суда г. Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования - исследование реализации государственной функции организационного обеспечения судебной деятельности и ее содержания, включающего кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение правосудия и на этой основе определение путей повышения ее эффективности в интересах формирования самостоятельности судов и независимости судей. В соответствии с поставленной целью, в рамках исследования определена необходимость решения основных задач исследования: - определение понятия «судебная власть», анализ основных положений раскрывающих ее сущность, место и роль в системе органов государственной власти и формы реализации ее полномочий в деятельности судов и органов судейского сообщества;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы организации судебной власти и система органов, осуществляющих ее 5
1.1. Понятие судебной власти, судебная система в Российской Федерации 5
1.2 Организация деятельности судебной власти 18
1.3. Районный суд как элемент системы судов общей юрисдикции (общие суды)
35
Глава 2. Анализ организации деятельности районного суда Солнцевского района г.Москвы 46
2.1 Организационные характеристики деятельности районного суда Солнцевского района г. Москвы 46
2.2 Аналитические показатели деятельности районного суда Солнцевского района г.Москвы 55
2.3 Финансирование районного суда
62
Глава 3. Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ на примере Солнцевского районного суда г. Москвы. 66
3.1 Формирование методики оценки эффективности деятельности районных судов 66
3.2. Мероприятия, связанные с реализацией Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"
72

Работа состоит из  1 файл

Диплои Серлюковой- последний вариант.doc

— 480.00 Кб (Скачать документ)

Судебная власть и осуществляющие ее органы, обладают значительной спецификой не только касаемо осуществляемых ими функций и компетенции, но и с точки зрения форм и процедур деятельности. В ч. 2 ст. 118 сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Естественно данной правовой нормой не исчерпывается характеристика специфики судебной власти, здесь речь идет о средствах и формах осуществления данной власти.

В ч. 1 ст. 118 Конституции  РФ использован термин "правосудие". В России оно может реализовываться только судом. Указанный термин подчеркивает само содержание, функцию судебной власти.

Однако судебная власть – сложное и многоэлементное  явление, сердцевину которого и главное  предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия.

То, что правосудие в России осуществляется только судами Российской Федерации, четко определено в Конституции Российской Федерации. При этом создание чрезвычайных, или квазисудебных органов, как отражено на конституционном уровне не допускается. В этой связи представляется актуальным решение вопроса о судебной системе, в первую очередь о конституционном закреплении перечня судов, осуществляющих в государстве судебную власть.

К сожалению, данный вопрос в связи с реформированием  судебной системы России решен в Конституции 1993 г. только частично. Первое, предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом; второе - Конституцией предусмотрены:

а) Конституционный  Суд РФ;

б) Верховный  Суд РФ;

в) Высший Арбитражный  Суд РФ.

Третье, согласно Конституции, действуют другие федеральные  суды. Совокупность (система) звеньев  на низовой уровне - городских и  районный судов, мировых судов, а  также судов на уровне субъектов  Российской Федерации должна быть определена федеральным конституционным законом.

Суды общей  юрисдикции: Верховный Суд РФ, федеральные  окружные суды, федеральные районные суды и др. осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам, а  также делам, возникающим из административных правонарушений в соответствии с законодательством о судоустройстве.

Дела о преступлениях  военнослужащих рассматривают Военные  суды, которые  включаются в федеральную  судебную систему.

Дела о спорах, возникающих в связи с развитием  конституционно узаконенной предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) и правоотношений в сфере управления рассматриваются арбитражными судами: Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

В Конституции 1993 г. предусмотрены важные принципы организации и осуществления  правосудия, а также требования, предъявляемые к судьям судов  Российской Федерации. Указанные принципы и начала организации судов и деятельности судов и судей имеют развитие, дополняются и конкретизируются, в Российском законодательстве. первоначально в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214 - ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 г. № 2-П)(Закон о статусе судей).

К судьям предъявляются  следующие требования:

- судья должен  иметь гражданство Российской  Федерации, следовательно граждане других государств и лица без гражданства не могут быть судьями судов Российской Федерации;

- судьей может  быть гражданин Российской Федерации,  достигшие возраста 25 лет;

- для вступления  на должность судьи необходимо  иметь высшее юридическое образование;

- стаж работы  по юридической профессии должен  быть не менее 5 лет. 

Термин «Юридическая профессия» значит, что гражданин, претендующий на должность судьи, уже работал  судьей либо был следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, секретарем судебного заседания, нотариусом. Оно охватывает также научную и преподавательскую деятельность в области права. Есть и дополнительные требования к судьям, которые могут быть установлены федеральным законом, что указано в ст. 119 Конституции Российской Федерации.

В Законе о статусе  судей сформулированы следующие  требования:

- судья обязан  неукоснительно соблюдать Конституцию  и другие законы;

- при исполнении  своих полномочий судья должен  избегать всего, что могло бы  умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

- судья не  вправе быть депутатом, принадлежать  к политическим партиям и движениям,  осуществлять предпринимательскую  деятельность, совмещать работу  в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Еще одно специфическое  требование, предъявляемое к кандидату  в судьи, это сдача квалификационного  экзамена, принимаемый, состоящей при органе юстиции комиссией (ее персональный состав утверждается квалификационной коллегией судей). В результате нарушения судьей какого-либо из перечисленных требований, квалификационная коллегия судей имеет право приостановить или прекратить его полномочия. В статье 13 Закона о статусе судей предусматриваются случаи, когда полномочия судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегией судей:

1) было дано  согласие соответствующей квалификационной  коллегии судей на привлечение  судьи к уголовной ответственности или на его заключение под стражу;

2) судья занимается  деятельность несовместимой с  его должностью;

3) судья был  подвергнут принудительным мерам  медицинского характера или ограничен  в дееспособности соответственно  определением или решением суда, вступившим в законную силу;

4) судья был  признан безвестно отсутствующим  в установленном законом порядке  решением суда, вступившим в законную  силу.

Статьей 14 Закона о статусе судей устанавливаются  случаи, когда полномочия судьи могут быть прекращены:

- письменное  заявление судьи об отставке;

- продолжения  судьей деятельности, несовместимой  с его деятельностью, несмотря  на предупреждение соответствующей  квалификационной коллегии судей  или приостановление его полномочий;

- истечения  срока полномочий - для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеются в виду мировые судьи, а также судьи федеральных районных судов, судьи военных судов (гарнизонов, армий, флотилий));

- состоявшегося  о нем и вступившего в законную  силу обвинительного приговора суда;

- признания  его недееспособным решением  суда, вступившим в законную силу;

- утраты судьей  гражданства Российской Федерации;

- объявления  его умершим в установленном  законом порядке решением суда, вступившим в законную силу;

- смерти судьи;

- совершения  поступка, позорящего честь и  достоинство судьи или умаляющего  авторитет судебной власти;

Своим Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими  Конституции Российской Федерации  следующие законодательные положения:

1) п.1 ст.12.1 Закона  о статусе судей, согласно которому  за совершение дисциплинарного  проступка на судью может быть  наложено дисциплинарное взыскание  в виде досрочного прекращения  полномочий судьи;

2) п. 11 ст. 6.1 Закона  о статусе судей, согласно которому полномочия председателей судов могут быть досрочно прекращены в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей;

3) п. 6 ст. 21, п. 1и  2 ст. 22 Федерального закона от 14 марта  2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в ред. от 5.04.2005 г. № 33-ФЗ), которыми в производстве по досрочному прекращению полномочий судьи председателю соответствующего или вышестоящего суда предоставляется право проводить проверку жалоб, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, обращаться с представлением в квалификационную коллегию судей о прекращении полномочий судьи, а также участвовать в заседаниях квалификационной коллегии судей и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Прорабатываются вопросы о необходимости прохождения  кандидатам в судьи обязательных специальных психологических исследований на предмет профессиональной пригодности. Высказываются предположения о строительстве гостиниц для присяжных заседателей, где они смогли бы проживать во время участия в судебных процессах. Это позволит избежать внешнего воздействия на их будущую позицию по выносимому решению.

Статья 120 Конституции  РФ устанавливает основополагающий принцип деятельности судей — их независимость и подчинение только закону. Независимость судей — главная гарантия и условие существования беспристрастного и самостоятельного правосудия, которое может в соответствии с законодательством защитить права и интересы человека и гражданина. В случае, если при рассмотрении дела, суд установил несоответствие нормативного правового акта закону, он принимает решение в соответствии с законом. Этим обеспечивается независимость суда в целом и судьи. 

Принцип несменяемости судей (ст. 121 Конституции РФ) один из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда, который также гарантирует подлинную независимость и стабильность в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком. П. 2 ст 121 Конституции РФ говорит о том, что В п. 2 ст. 121 говорится, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом, или же в силу истечения срока полномочий судьи.

Выше уже  говорилось - со ссылками на соответствующие  статьи законодательства о статусе  судей - об основаниях приостановления  и прекращения полномочий судьи.

Неприкосновенность  судей, также является одним из важнейших  принципов, закрепленных в ст. 122 Конституции Российской Федерации судей. Этот принцип одновременно гарантирует и независимость судей. Система гарантий обеспечения неприкосновенности судей установлена статьей 16 Закона о статусе судей. Неприкосновенность судьи охватывает ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов. Также, судья не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности (например, путем применения к нему мер административного взыскания — предупреждения, штрафа и т. п., или дисциплинарных взысканий, предусмотренных трудовым законодательством, — замечание, выговор и т. п.). Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

В ч. 2 ст. 122 предусмотрено, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Судья не может  быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу  без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда (п. «4» ст. 16 Закона о статусе судей).

Демократические принципы судопроизводства провозглашены в статье 123 Конституции РФ. Прежде всего, это — открытое (гласное) судопроизводство.

Данный принцип  регламентируется статьей. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Дела в судах  рассматриваются в открытом порядке, исключая случаи, предусмотренные законодательством  и когда это противоречит интересам  охраны государственной тайны, а  в арбитражных судах — когда  это противоречит интересам охраны коммерческой тайны.

Публика и представители  средств массовой информации на закрытые заседания судов не допускаются. Приговоры и решения судов  во всех случаях провозглашаются, что  подчеркивает демократический характер российского судопроизводства и  соответствует нормам международного права в сфере правосудия.

Конституцией РФ запрещено  заочное судебное разбирательство, кроме случаев, особо предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Несомненно важным является принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон.

Реализация судопроизводства на основании состязательности означает:

- судебное разбирательство  может быть начато только при  наличии заявления истца, запроса  органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора  или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований;

- истец и ответчик, орган  или должностное лицо, оспаривающее  конституционность нормативного  акта, и орган или должностное  лицо, издавшие этот акт, обвинитель  и обвиняемый выступают в суде  в качестве сторон, т. е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны);

Информация о работе Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ" на примере Солнцевского районного суда г. Москвы