Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ" на примере Солнцевского районного суда г. Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования - исследование реализации государственной функции организационного обеспечения судебной деятельности и ее содержания, включающего кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение правосудия и на этой основе определение путей повышения ее эффективности в интересах формирования самостоятельности судов и независимости судей. В соответствии с поставленной целью, в рамках исследования определена необходимость решения основных задач исследования: - определение понятия «судебная власть», анализ основных положений раскрывающих ее сущность, место и роль в системе органов государственной власти и формы реализации ее полномочий в деятельности судов и органов судейского сообщества;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы организации судебной власти и система органов, осуществляющих ее 5
1.1. Понятие судебной власти, судебная система в Российской Федерации 5
1.2 Организация деятельности судебной власти 18
1.3. Районный суд как элемент системы судов общей юрисдикции (общие суды)
35
Глава 2. Анализ организации деятельности районного суда Солнцевского района г.Москвы 46
2.1 Организационные характеристики деятельности районного суда Солнцевского района г. Москвы 46
2.2 Аналитические показатели деятельности районного суда Солнцевского района г.Москвы 55
2.3 Финансирование районного суда
62
Глава 3. Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ на примере Солнцевского районного суда г. Москвы. 66
3.1 Формирование методики оценки эффективности деятельности районных судов 66
3.2. Мероприятия, связанные с реализацией Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"
72

Работа состоит из  1 файл

Диплои Серлюковой- последний вариант.doc

— 480.00 Кб (Скачать документ)

1. Судебная власть - это  особая власть, призванная осуществлять  функцию - правосудия, защиты прав  и свобод человека и гражданина, функцию контроля за тем, чтобы  государство было ограничено  правом в своих властных проявлениях.

2. Судебная власть  самостоятельна и независима  от других ветвей государственной  власти, от общественной власти  и от местного самоуправления  как форм публичной власти  народа в Российской Федерации.

Цель ее деятельности - формирование и развитие в государственной системе института, способного защитить общество в целом и каждого человека, в отдельности, от неправомерных действий государства, т.е.ограничить деятельность государства правом.

3. Основная функция  судебной власти - правосудие, которое осуществляется от имени государства множеством судов, составляющих, в совокупности, судебную систему государства, . Рассмотрение конфликтов и споров юридического характера, применение законов к лицам, совершившим правонарушение, называется правосудием. Вместе с тем, в понятие "правосудие" вкладывается несколько больше: - это справедливая реализация судебных полномочий. Важно, что бы деятельность суда осуществлялась независимо от каких-либо факторов, т.е. по совести, согласно духу и букве закона. Разумеется, есть вопросы, примыкающие к правосудию, которые решаются парламентом, его палатами (например, амнистия), главой государства (помилование). Однако такие вопросы не являются правосудием. Ни парламент, ни глава государства, ни другие органы не ставят под сомнение акт правосудия, не оценивают его, а исходят из принципа неприкосновенности судебного решения.

4. Судебная власть  не может принимать нормативных  правовых актов, она не имеет  права осуществлять функции исполнительной  власти, ее предназначение - выполнение  задач правосудия. Производя оценку юридического акта, судебная власть не смотрит на целесообразность и обоснованность документа, это не ее функция, она воспринимает документ таким, каким он представлен суду для оценки.

5. Также необходимо  отметить, еще одно проявление назначения судебной власти - она занимает особое место в системе сдержек и противовесов в отношениях между властями в государстве8.

Государственная власть по своей сути едина, ибо в ней  наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля, но единство этой власти также сочетается и с различными формами ее осуществления и ее внутренней структурой (деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти).

Законодательная власть, а вместе с ней и структура  соответствующих органов существует, как уже отмечалось, для выражения государственной воли народа, реализующих свою основную функцию - издание законов; для исполнения законодательных актов - органы исполнительной власти. И, соответственно, для охраны гражданского мира, прав и свобод человека, обеспечения законности и справедливости в обществе, и, конечно, для разрешения внутренних конфликтов между законодательной и исполнительной властями существует судебная власть.

Судебная власть не только не должна уступать двум другим властям в авторитете и действенности, но и с позиции защиты прав человека, принципов демократии, сдерживая и ограничивая пределами закона представительные и исполнительные органы9. Роль судебной власти, как системы сдержек и противовесов проявляется именно тогда, когда суд разрешает споры между органами государственной власти, или производит оценку их актов. Достаточно часто в учебной и исследовательской литературе встречается мнение о том, что судебная власть имеет сложную юридическую природу, и выступает "как непосредственное слияние власти и права"10.

Итак, среди полномочий судебной власти доминирующую роль играет правосудие. Только суд может его осуществлять. Но есть и другие полномочия судебной власти, имеющие огромное социальное значение:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  • участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Названные полномочия образуют судебную власть, и реализация их возможна при наделении органов, на которые возложено осуществление  данной власти, средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Судебная  система России

Национальные  государственные судебные системы  складываются столетиями с учетом накопленного опыта и других особенностей (форма  государства, менталитет населения, вид  религии и т.д.).

Действующая судебная система Российской Федерации, достаточно сложная. Это целое множество судов, осуществляющих на территории нашей страны правосудие. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», регламентирует деятельность всей судебной системы России.

Принципы деятельности судебной системы Российской Федерации следующие:

- принцип законности;

- единство судебной  системы;

- осуществление  правосудия только судом; 

- равенство  всех перед законом и судом; 

- независимость судей;

- презумпция  невиновности;

- обеспечение  беспристрастного и компетентного  суда;

- открытость  судопроизводства;

- состязательности  судопроизводства и равноправия  сторон

- соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина;

- обязательность  судебных решений для всех;

- государственный  или национальный язык в судах.

Система судов Российской Федерации подразделяется на конституционные суды, суды общей юрисдикции, систему Военных судов России в составе судов общей юрисдикции, арбитражные суды и прочие суды. К конституционным судам относятся:

- Конституционный  суд Российской Федерации; 

- конституционные  (или уставные) суды субъектов  Российской Федерации. 

К судам общей  юрисдикции относятся:

- Верховый суд  Российской Федерации;

- суды субъектов  Российской Федерации;

- городские  (районные) суды;

- мировые суды.

В систему Военных  судов входят:

- Военная коллегия  Верховного суда РФ;

- военные (флотские) окружные суды РФ;

- гарнизонные  суды РФ.

Система арбитражных  судов Российской Федерации выглядит следующим образом:

- Высший Арбитражный  суд Российской Федерации;

- федеральные  арбитражные суды округов;

- арбитражные  суды округов;

- арбитражные  суды субъектов РФ.

В категории  иных судов находятся третейские суды и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Все суды делятся на федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным  судам относятся:

- Конституционный  суд Российской Федерации;

- Верховный  суд Российской Федерации;

- верховные  суды республик;

- краевые и  областные суды;

- суды городов  федерального значения;

- суды автономных  областей и автономных округов;

- районные суды;

- военные и  специализированные суды;

- Высший арбитражный  суд Российской Федерации;

- федеральные  арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды);

- арбитражные  апелляционные суды;

- арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Конституционные суды субъектов Российской Федерации  и мировые судьи относятся  к судам субъектов Российской Федерации.

Говоря о судебной системе необходимо уделить внимание понятию «звено судебной системы Российской Федерации». Это совокупность судов Российской Федерации, которые наделены однотипными полномочиями и занимают равное положение в судебной системе государства. На указанные звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов Российской Федерации.

Верховный суд  Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, Высший Арбитражный суд принадлежат  к высшему звену. Среднее звено составляют: суды субъектов РФ, суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды, а низовым звеном является районный суд и мировые судьи.

В Российской Федерации выделяют четыре судебные инстанции – то есть суды или их структурных подразделения, выполняющие работу, связанную с рассмотрением и разрешением дел в порядке гражданского и уголовного судопроизводства. Судом первой инстанции называется суд, который принимает к своему производству ранее не рассмотренные в других судах дела и выносит по ним: приговор - по уголовному делу;

Суд второй (кассационной и апелляционной) инстанции проверяет  законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных решений (приговоров) первой инстанции, проводит повторное, полное рассмотрение дела.

Надзорная инстанция - уполномочена проверять законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу и пересматривать вступившие в законную силу решения (приговоры), полагаясь на протесты должностных лиц в порядке судебного контроля.

Вышестоящие суды - это суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, а также в порядке  надзора - по отношению к судам, ранее  принявшим эти решения.

Также, здесь необходимо упомянуть, о существовании судейского сообщества в России. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, которые составляют судебную систему государства. Органами судейского сообщества являются Всероссийский съезд судей, который в соответствии с указанным законом является высшим органом судебного сообщества, а также Конференция судей субъектов Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Общая схема судебной системы Российской Федерации представлена в Приложении 1.

 

 

1.2 Организация деятельности судебной власти

 

В Российской Федерации  основы организации и деятельности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации.

Рассматривая  организацию деятельности судебной власти необходимо повториться. И как  уже отмечалось выше, суд среди  других органов государственной  власти занимает, особое место. Только суд может и имеет право  своим решением положить конец спору  истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган государственной власти Российской Федерации не обладает такими полномочиями.

Говоря о судебной власти как одном и гарантов обеспечения принципа законности в Российской Федерации, необходимо сослаться на позицию Конституционного Суда Российской Федерации. В своих документах он неоднократно отмечает, что"правосудие по самой своей сути признается таковым лишь при условии, что оно отвечает закрепленному в Конституции Российской Федерации, ее вводных положениях, а также международно-правовых документах (в частности, в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека) требованию справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

Ограничение возможности  пересмотра судебных решений, не отвечающих требованиям законности, обоснованности и справедливости, имеет следствием нарушение баланса в защите таких конституционных ценностей, как справедливость и правовая определенность, влекущее причинение вреда гарантируемым Конституцией Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина, защита и восстановление которых являются конституционной целью правосудия.11

Можно в целом  согласиться с мнением, что термины "судебная власть" и "правосудие" выражают одно и тоже понятие. И все  же, глава 7 Конституции РФ называется "Судебная власть". Это говорит о ее самостоятельности и обособленности в системе ветвей государственной власти, акцент делается не только на системе органов, осуществляющих судебную власть.

Между прочим, в  названной главе Конституции  РФ вообще не говорится о системе органов судебной власти. В ч. 3 ст. 118 речь идет о судебной системе Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Информация о работе Совершенствование организации деятельности судебных органов в субъекте РФ" на примере Солнцевского районного суда г. Москвы