Соотношение государственного управления с исполнительной властью

Автор работы: c****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления
1.1.Управление, как социальное явление
1.2.Специфика государственного управления
1.3.Цель, функции и принципы государственного управления
1.4.Особенности государственного управления в современной России
Глава 2. Исполнительная власть
2.1.Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти
2.2.Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации
Глава 3. Соотношение государственного управления с исполнительной властью
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

административное право.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

 Однако между  государственным управлением и  государственным регулированием  нет принципиальных различий  по целевому назначению. Мало  того, по своей сути регулирование  — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. Фактически речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах: либо оно непосредственно управляет объектами, либо выступает в роли регулятора наиболее важных в общественном смысле управленческих связей. Тем не менее, все это в значительной степени условно, ибо, управляя, государство регулирует, а, регулируя, — управляет. С определенной долей условности можно утверждать, что государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных объектов, а государственное регулирование — с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты. Но и в том, и в другом случае налицо наиболее обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти.

 По существу  государственное управление —  понятие более широкое по сравнению  с государственным регулированием. С другой стороны, государственное  регулирование в значительной  мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и т.п., обобщенно характеризуемых в качестве экономических методов управления.19

 В настоящее  время центральное место в  государственно-управленческой деятельности  занимает:

 а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая и т.п.);

 б) установление  и эффективное проведение в  жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.);

 в) управление  предприятиями и учреждениями  государственного сектора;

 г) регулирование  функционирования различных объектов  негосударственного сектора;

 д) координация  функционирования национализированного  и де-1ационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

 е) обеспечение  реализации прав и обязанностей  физических и юридических лиц  в сфере государственного управления;

 ж) осуществление  государственного контроля и  надзора за работой вправляемой и регулируемой сфер.

 Более определенные  выводы о государственно-управленческой  деятельности сделать пока невозможно  по многим причинам. Главная состоит  в том, что отсутствие должной  продуманности и взвешенности  при критическом анализе старой системы управления привело к тому, что вместе с ее негативными элементами фактически были почти полностью устранены и те, без которых никакая система управления, как бы ее не называли, не в состоянии выполнить свою социальную миссию. Вместо чрезмерной управляемости (бюрократический централизм) злобой дня стала почти полная неуправляемость. Позитивные качества, объективно присущие государственному управлению в любом его варианте и, соответственно, процессу реализации исполнительной власти, все в большей степени стали утрачиваться.

 В частности,  наглядно проявились элементы  управленческой «распущенности»,  когда на уровне регионов полностью  игнорировались решения федерального  центра, «частные» интересы стали  превалировать над публично-правовыми,  государственная дисциплина все в большей мере становилась крайне расплывчатым и произвольно толкуемым понятием и т.п. Создавалось впечатление, что государственное воздействие на общественную жизнь у нас значительно слабее, чем в государствах рыночной ориентации. Подобных явлений при так называемой «административно-командной системе» не наблюдалось. А они продолжаются по сей день.20

 Во многом  это связано с явной неподготовленностью  к глубокой реформации политической  и экономической систем. Вот почему  можно понять и правильно оценить уже идущие «снизу» требования усилить централизованное государственное воздействие на основные стороны жизни страны, национализировать ряд объектов, укрепить исполнительскую дисциплину, повысить взаимную ответственность управляющих и управляемых за общее дело, решительно преодолеть сепаратистские тенденции в сфере управления, «оживить» принцип планирования, обеспечить реальное государственное регулирование цен и т.п., т.е. сохранить все то, без чего управлять делами государства и общества практически невозможно даже в самых развитых капиталистических странах. 

 Заключение 

 Перестройка  государственного управления требует,  прежде всего, восстановления  отношений доверия, взаимопонимания,  искренности и честности между  государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.

 Конец XX столетия  актуализирует научную обоснованность  государственного управления. Ведь  сегодня, при всей значимости  накопленного опыта, только наука  обладает способностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.

 Еще одно  важное общественное требование  к государственному управлению  приобретает все более громкое  звучание. Два столетия индустриального  типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или, как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического – критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учете философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний.

 С позиций  именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и нововводимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.

 И, конечно,  общество хочет видеть государственное  управление социально эффективным.  Не "спешащим следом" за общественными  процессами и вечно отстающим,  не только сориентированным на  экономику, а владеющим комплексным  подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.21

 Хотелось  бы отметить, что в обществе  все главное: производство, распределение,  обмен и потребление, социальная  сфера, наука, литература и  искусство, право и мораль, архитектура  и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и "работать" на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция. 

 Список литературы 

1. Административные  реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики  управления 1998. №1

2. Аков Р., Эмери.Ф.  О целеустремленных системах  М., 1974

3. Атаманчук  Г.В. Общая теория управления - М., 1994.

4. Атаманчук  Г.В. Теория государственного  управления. - М., 1997.

5. Атаманчук  Г.В. Функционирование государственного  аппарата управления - М., 1998

6. Бачило И.Л.  Организация советского государственного  управления.- М., 1984.

7. Гончаров В.В  В поисках совершенства управления: Руководство высшего управленческого  персонала. М.,1993

8. Государственное  и муниципальное управление ред.  А.Я Понамарева. - СПб., 1997.

9. Государственное  управление и государственная  служба за рубежом. Ред. В.В Чубинского - СПб., 1998.

10. Игнатов В.  Становление системы государственного  и местного управления и самоуправления  в современной России Ростов-на-Дону, 1997.

11. Известия. 29 октября. 1996

12. Коржухина  Т., Сенин А. История российской государственности М., 1995

13. Кочетков  А. Эффективность системы государственной  власти // Власть. 1997. № 5

14. Курашвили  Б.П. Очерк теории государственного  управления.- М., 1987.

15. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный  подход к организации управления.- М., 1983.

16. Оптимизация  государственного управления в  переходном обществе // Проблемы  теории и практики управления 1997. №4

17. Осипов В.И  Власть - проблемы государственного  управления – М., 1996.

18. От чего  зависит действенность государственного управления // Проблемы теории и практики управления 1996. №1

19. Послание  Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию "О действенности  государственной власти в России"

20. Послание  Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации" М., 1997

21. Проблемы  повышения эффективности государственной  власти в России // Россия и  современный мир. 1997. №3

22. Реформирование  государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления 1999. №1

23. Российская  газет 1993. 11 марта.

24. Российская  газета 1997. 25 сентября.

25. Собрание  законодательства РФ. 1995. 1997. 1998.

26. Стратегическая  эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. №5

27. Управленческие  информационные системы // Проблемы  теории и практики управления 1996. №2

28. Чиканова  Л.А Государственные служащие - М., 1998

29. Эффективность  государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г - Ростов-на-Дону, 1998.

30. Юридические  записки 1995. №2

Информация о работе Соотношение государственного управления с исполнительной властью