Режим чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование режима чрезвычайного положения.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

-рассмотреть понятие режима чрезвычайного положения и основания его введения;

-изучить меры, ограничения и механизм обеспечения режима чрезвычайного положения в Республике Беларусь;

-проанализировать особенности обеспечения прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях режима чрезвычайного положения.

Объект исследования - совокупность отношений, складывающихся в условиях возникновения обстоятельств, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1.ПОНЯТИЕ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО

ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ЕГО ВВЕДЕНИЯ 7

2.МЕРЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12

З.ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа состоит из  1 файл

админ право курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

3.ОСОБЕННОСТИ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ  ГРАЖДАН И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И ДОЛЖНОСТНЫХ  ЛИЦ

В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО  ПОЛОЖЕНИЯ

     В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О чрезвычайном положении», чрезвычайные меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой ограничение (приостановление) установленных Конституцией Республики Беларусь, иным законодательством Республики Беларусь полномочий государственных органов, прав и свобод граждан, прав организаций, должны осуществляться в тех пределах, которых требует создавшееся положение.

     Чрезвычайные  меры должны соответствовать требованиям  Конституции Республики Беларусь, международным  обязательствам Республики Беларусь, вытекающим из международных договоров Республики Беларусь в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

     Гражданам, привлекаемым для проведения и обеспечения  аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде. Гражданам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств либо ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, право на возмещение имущественного вреда, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики Беларусь.

     Установленные законодательством Республики Беларусь порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в период действия чрезвычайного положения не подлежат.

     Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру. [5, с.34]

     Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.

     Указы Президента Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением (приостановлением) прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением (отменой) чрезвычайного положения без специального о том уведомления. Прекращение (отмена) чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

     Неправомерное применение физической силы, специальных  средств, оружия, боевой и специальной  техники работниками органов  внутренних дел, органов и подразделений  по чрезвычайным ситуациям, военнослужащими органов государственной безопасности, внутренних войск и Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав и свобод граждан, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Правосудие  на территории, на которой введено  чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, образованные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Судопроизводство в судах осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент введения чрезвычайного положения. Образование чрезвычайных судов запрещается.

     Деятельность  органов прокуратуры Республики Беларусь на территории, на которой  введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких областей Республики Беларусь Генеральным прокурором Республики Беларусь может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Проведенное исследование проблематики настоящей курсовой работы позволило сделать следующие выводы.

     Чрезвычайные  режимы - это специальные правовые режимы деятельности органов государственной  власти и управления, допускающие  ограничения правосубъектности  физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов, осуществляющих управленческое воздействие, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации. Выбор того или иного чрезвычайного режима зависит от остроты сложившегося положения, уровня кризисной ситуации. При этом учитывается степень интенсивности воздействия угрозы на безопасность, временной аспект протекания, масштабность, комплексность угрожающей опасности, ее влияние на различные сферы общественной жизни, разнопорядковость последствий чрезвычайной ситуации, их цепной характер.

     Режим чрезвычайного положения при  наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке  компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические (правовой акт) основания возникновения данного правового режима.

     Главное в его содержании:

     - ограничение прав и свобод  граждан, коллективных субъектов  права;

     - изменение системы государственной  власти путем образования новых  исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление дополнительных полномочий.

     Чрезвычайное  положение - это особый правовой режим  деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятии, учреждении и организации, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий на них дополнительные обязанности.

     Правовой  режим чрезвычайного положения  направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и эпизоотии, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо изменения конституционного строя путем насилия.

     Цели  введения режима чрезвычайного положения:

     - нормализация обстановки;

     -  восстановление конституционных  прав и свобод граждан, а  также прав юридических лиц;

     -   восстановление нормального функционирования конституционных органов  власти,  органов  местного  и регионального  самоуправления  и других институтов гражданского общества;

     - оказание помощи пострадавшим  гражданам, организациям;

     -     ликвидация    последствий    беспорядков,    эпидемий,    катастроф, стихийных бедствий.

     Условия введения чрезвычайного положения:

     -   стихийные бедствия, аварии и  катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие  угрозу жизни и здоровью населения;

     -   массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы;

     -  блокирование или захват отдельных  особо важных объектов или  местностей,     угрожающий     безопасности     граждан     и     нарушающий нормальную  деятельность органов государственной  власти и управления, местного и регионального самоуправления;

     - попытка     захвата     государственной     власти     или     изменения государственного  строя насильственным путем;

     -    посягательство   на   территориальную   целостность   государства, угрожающих  изменению его границ;

     -   необходимость восстановления конституционного  правопорядка и деятельности  органов государственной власти.

     Проведенный    анализ    позволяет    выделить    ряд    принципиальных моментов организации института  чрезвычайного положения:

     1.  Введение чрезвычайного положения  может быть оправдано лишь  наличием    действительно    критической    ситуации    для    государства    и  общества.

     2.   В  государстве должна существовать  законодательная процедура введения       исполнительной       властью       чрезвычайного       положения, предусматривающая   в   равной   степени   право   законодательной   власти аннулировать решение о введении чрезвычайного положения.

     3.   В   период  действия  чрезвычайного   положения  законодательные функции   представительной   власти   должны   оставаться   нетронутыми независимо от применения ограничительных мер.

     4.  Все нормы, регулирующие чрезвычайное  положение, должны быть закреплены  в законодательстве заранее, до  его объявления.

     5.  Отмена чрезвычайного положения влечет за собой автоматическое восстановление всех прав и свобод, которые были отменены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 
 

     1.Закон  Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. N 117-3 «О чрезвычайном положении».

     2.Административное  право  Российской  Федерации.   Изд.  А.П.   Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996.

     З.Аленкин  С.В.  Институт чрезвычайного положения  – исключительный правовой  режим  обеспечения  безопасности  государства.  М.,  "Право и безопасность" , 2004 г., №4.

     4.Бахрах  Д.Н. Административное право. - М.: издательский дом «ИНФРА- М», 2000.

     5.Бахрах  Д.Н., Хаэанов С.Д. Правовой режим  чрезвычайного положения.«Финист», 2006.

     6.Василенкова  П.Т. Административное право: Учебник. - М.: Юридическая литература, 2000.

     7.Габричидзе  Б.Н.,  Елисеев  Б.П.   Российское  административное   право: Учебник для вузов. - М.:, 1998.

     8.Григорьев,    В.   Н.   Правовой   режим   чрезвычайного   положения.    //Правоведение. -1991. - № 2.

     9.Емельянов   Б.В.  Правовые  основы  охраны  общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения. - М., «Ладомир», 2004.

     10.Еропкина  М.И. Административное право. Часть  общая и особенная. - Киев, 1998.

Информация о работе Режим чрезвычайного положения