Референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание

референдум в рф

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Доктринальное и законодательное определение референдума………………….4
Институт референдума………………………………………………………………9
Референдум как непосредственное осуществление власти народа в Российской Федерации…………………………………………………………………………....17
Классификация референдумов……………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

референдум курсовая.docx

— 56.50 Кб (Скачать документ)

   Законодатель в рамочном законе, определяя институт референдума в России, проводит различие по следующим критериям:

  • Территория проведения;
  • Нормативному регулированию;
  • Кругу участников;
  • Объекту – вопросам, выносимым на референдум, причем последний аспект – вопросы референдумов, уточняются в специальных статьях рамочного закона и в специальном законодательстве, регулирующем отдельные виды референдумов.

   Для определения референдума  как формы народовластия ключевым вопросом является определение вопросов, решаемых с помощью прямого волеизъявления Относительно его содержания в юридической науке и практике нет единства. Можно выделить три основных позиций, дискутируемых в науке и используемые в законодательстве зарубежных стран.

   Первая. Исходя из верховенства  суверенной воли народа, ученые  полагают, что на референдум может  быть вынесен любой вопрос  государственной и общественной  жизни, признаваемый важным теми, кто вправе требовать и решать  вопрос о назначении референдума11.

   Вторая. Некоторые ученые в вопросе  о референдуме придерживаются  мнения, что закон должен прямо  закреплять перечень вопросов, требующих обязательного решения исключительно в ходе референдума12.

   Третья. Существует и иная позиция  по данному вопросу, которая  основана на практической реализации  принципа «можно все, что не запрещено законом устанавливает перечень вопросов, по которым не»: законодательство зарубежных стран устанавливает перечень вопросов, по которым не могут проводиться подобные голосования.

   Действующий ФКЗ 2004 г. «О референдуме  Российской Федерации» воспринял  все три высказываемые в теории  позиции при определении и  регулировании вопросов референдума,  даже в некотором смысле расширив  их. Разделяя первую позицию о  верховенстве суверенной воли  народа, законодатель в ФКЗ 2004 г. Установил общий принцип  свободы в определении вопроса,  выносимого на референдум инициаторами.

   Следуя рекомендациям ученых  о необходимости закрепления  перечня вопросов, решаемых с  помощью референдума (вторая позиция), федеральный законодатель впервые  указал на возможность проведения в России на федеральном уровне обязательного референдума: «На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено договором Российской Федерации».

   Следуя третьей позиции, перечисляя  вопросы, которые не могут выноситься  на референдум, законодатель установил  несколько ограничений.

  • Общие: требования на соответствие законодательству.

   Вопрос, выносимый на референдум, не должен

  • Противоречить Конституции РФ;
  • Ограничивать, отменять или удалять общепризнанные права  свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
  • Конкретные: конкретные ограничения по содержания вопросов.

   На референдум не могут выноситься  по содержанию вопросы:

  • Об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации;
  • О персональном составе федеральных органов государственной власти;
  • Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • О принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  • О введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • О принятии чрезвычайных срочных мер по обеспеченью здоровья и безопасности населения;
  • Об амнистии и о помиловании.

   Могут устанавливаться требования  и к формулировке вопроса, например, вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким  образом, чтобы исключалась возможность  его множественного толкования, на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решений.

   Временные ограничения по инициированию  референдума, например: в период  между официальным опубликованием  решения о назначении референдума  и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть  выдвинута гражданами инициатива проведения референдума;

   Инициатива проведения референдума  не может быть выдвинута (и  референдум не может назначаться  и проводиться) в условиях военного  или чрезвычайного положения,  введенного на территории РФ  при обстоятельствах и в порядке,  предусмотренных федеральным конституционным  законом, а также в течение  месяца со дня отмены военного  или чрезвычайно положения; 

   Референдум не может проводиться  в последний год полномочий  Президента РФ, Государственной  Думы Федерального собрания РФ, а также в период избирательной  кампании, проводимой одновременно  на всей территории РФ на  основании решения уполномоченного  федерального органа;

   Проведение повторного референдума,  т.е. референдума по вопросу  (вопросам), имеющему (имеющим) по  смыслу или содержанию те же  формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым)  проведено на состоявшемся референдуме,  не допускается в течение двух  лет со дня официального опубликования  (обнародования) его результатов.

   По аналогичной схеме урегулированы  вопросы, выносимые на референдум  субъекта Федерации и на местный  референдум. Одновременно с перечнем  ограничений федеральный законодатель  устанавливает возможность закрепления  и проведения в субъектах РФ, в муниципальных образованиях  обязательных референдумов. Конституциями  (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Федерации и местный референдум.

   При определении понятия референдума  и ученые и законодатели, упоминают  о референдуме, как форме реализации  субъективного права граждан.  Без раскрытия этого аспекта института референдума, понятие его не будет полным. Итак, референдум как форма реализации субъективного права граждан на участие в управлении делами государства. ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации»13 закреплены составляющие права граждан на участие в референдуме. Закон гласит: «право на участие в референдуме – конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума». В процессе регулирования подготовки и проведения процедуры референдума происходит детализация и расширение правомочий, составляющих в совокупности право на референдум.

  • Помимо права на инициацию (быть членом инициативной группы) и участвовать в голосовании, гражданин может:
  • Участвовать в формировании форма референдума;
  • Собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума;
  • Участвовать в агитационных мероприятиях в период кампании референдума с целью побудить участников референдума поддержать инициативу проведения референдума или отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдум, поддержать либо отвернуть вынесенный на референдум вопрос;
  • Быть включенным в списки участников референдума на участках референдума;
  • Знакомится со списком участников референдума и дополнила, уточнять его;
  • Иметь право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена;
  • Заявить в комиссию референдума о невключении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных список участников референдума;
  • Получать открепительное удостоверение или быть включенным в другой список участников референдума в установленных законодательством случаях;
  • Сообщать в участковую комиссию об изменении сведений об участниках референдума, включенный в список участников референдума на соответствующем участке;
  • Ознакомится со списком участников референдума с указанием  их границ и номеров, мест нахождения комиссий референдума и помещений для голосования;
  • Участвовать в работе комиссий референдума в установленных законодательством случаях;
  • Участвовать в наблюдении за подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, работой комиссии референдума, включая установления итогов голосования и определение результатов референдума;
  • Обжаловать действия (бездействия), нарушающий права граждан на референдум;
  • Участвовать в осуществлении других действий в порядке, установленном федеральным законодательством.

  Референдум как процесс – это совокупность юридических процедур, закрепленных в законодательстве о референдумах, отражающих определенную последовательность юридических действий, направленных на организацию и непосредственно волеизъявления народа – источника власти и носителя суверенитета.

   Содержание референдумного процесса  составляют стадии подготовки  и проведения референдума, формирующиеся  на основе действий и этапов. Они представляют собой определенную  совокупность складывающихся в  рамках отдельных временных отрезков референдумного процесса отношений, обеспечивающих поступательную реализацию прав граждан и иных участников референдумного процесса.

   Референдумный процесс оформляется  в законодательстве и реализуется  на практике прежде всего как  система последовательно сменяющихся  друг друга стадий организации  и проведения референдума. Функциональное  назначение стадий референдумного  процесса состоит в обеспечении  его динамики, без которой не  мыслимо достижение цели референдума  – решения определенного вопроса14.

   Следует отметить, что «стадия»  и «этап» референдумного процесса  – неидентичные понятия. Стадия  референдумного процесса – более  широкая категория, охватывающая  своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадии инициирования, назначения, организации и проведения референдума. Иными словами, стадия и этап референдумного процесса соотносятся как целое и часть. Вследствие этого стадии референдумного процесса вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов референдумеых действий. Так, например, стадия назначения референдума состоит из следующих этапов: подготовка решения о назначении референдума, проверка конституционности процедуры инициирования референдума, принятие компетентных органов (должностным лицом) решения о проведении референдума, официальное обнародование даты референдума. Аналогичным образом обстоит дело с иными стадиями референдумного процесса: инициированием, подготовкой, проведением, подведением итогов, ответственностью за неисполнение решений референдума. 
 
 
 

Референдум  как непосредственное осуществление власти народа

Информация о работе Референдум