Референдум РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является стремление, показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия, а также параллельно с этим рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии вообще.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Понятие и виды референдума Российской Федерации……...………......5
Развитие института референдума в России……………………….……...10
Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации ……………………….……………………....................................................13
Правовые последствия референдума РФ………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовик КП.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

      Участковая  комиссия обязана проверить заявление  и устранить неточность либо не позднее  чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации – немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.

      Однако  важно подчеркнуть, что вносить  изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

      Граждане  Российской Федерации, общественные объединения  вправе в любых допускаемых законом  формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской Федерации, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

      Не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    1. Необходимо отметить, что проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы запрещается:
    2. федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
    3. воинским частям, военным учреждениям и организациям;
    4. благотворительным организациям и религиозным объединениям;
    5. членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума Российской Федерации.
    6. Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума Российской Федерации и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума Российской Федерации, сохраняются на прежних местах.
    7. Агитация может проводиться:
    8. через средства массовой информации;
    9. путем проведения различных мероприятий (собраний, публичных дебатов и дискуссий, митингов, иных мероприятий);
    10. путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов;
    11. в иных не запрещенных законом формах.
    12. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
    13. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
    14. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной комиссией референдума Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициативной группы.
    15. Средства массовой информации, одним из учредителей, которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.13
 
 
  1. Правовые  последствия референдума
 

      В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.14:

    • Решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательными и не нуждается в дополнительном утверждении.
    • Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.
    • Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.
    • Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

      Следует обратить внимание, что отмена судом  решения, принятого на референдуме  субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

    1. нарушение установленного настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
    2. несоответствие закона, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
    3. противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума – также и закону субъекта Российской Федерации.

      Признание итогов голосования недействительными  более чем на одной четверти участков референдума влечет за собой признание  недействительными результатов  референдума субъектов Российской Федерации, местного референдума.

      Если  для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.

      Необходимо  отметить, что статья 42 Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.15 устанавливает, что лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в референдуме Российской Федерации путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума Российской Федерации, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, или иным путем, либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума Российской Федерации и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме Российской Федерации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. 
 
 
 
 

      Заключение 

     В ходе исследования наше внимание было сосредоточено на вопросе использования  механизма референдума как элемента процесса демократического принятия решения. Данный вопрос значим по той причине, что россияне четырежды участвовали в референдумах за 3 года в период с 1991 по 1993гг.. Была предпринята попытка выяснить отношение людей к референдуму вообще и к референдуму в декабре 1993 года в частности, при этом не ставилось задачи объяснить его результаты.

     За  период 1991-1996 г.г. в России по данным Национальной службы новостей были проведены  следующие референдумы:

  • референдум о сохранении СССР и введении поста президента РФ, 17 марта 1991 г.
  • выборы Президента России, 12 июня 1991 г.
  • референдум (о доверии Президенту и о необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов), 25 апреля 1993г.
  • Референдум о принятии проекта  новой Конституции РФ, 12 декабря 1993 г.

       Как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.

     Последний российский референдум предполагал голосование в целом по вопросу о принятии новой конституции, заменяющей старую, унаследованную от советского строя и к тому же усложненную массой поправок, порой противоположных. Данное событие означало попытку национальной элиты получить легитимизацию своего решения политического вопроса, не только спорного, но и вносящего раскол в общество. Естественно, с этим событием был связан ряд конфликтов, и сторонники референдума сделали все, чтобы представить его в качестве решающей меры по установлению национального единства.

     Разработка  же проекта и расчет последствий  осуществлялись без малейшего народного  участия. Затем проект был немедленно выдвинут на народное голосование, в  надежде получить поддержку россиян  и легитимизировать власть, поскольку  остальные попытки уже провалились. Но вот в чем состоит главная проблема подобных референдумов: насколько "демократично" проводить общественное голосование по широкому кругу изменений, предложенных одной определенной группой политиков?

     Ожидалось, что общественность вынесет оценку относительно проекта несмотря на его сложность и туманность. Однако даже самые компетентные люди не смогли однозначно оценить проект конституции. Дебаты по поводу референдума вышли на вопросы о природе демократии и о желательности конституционных изменений.

     Т.о. можно сделать вывод, что референдум в любой стране будет политически  и идеологически эффективен с  точки зрения интересов прогрессивных  социальных сил и классов лишь в том случае, «…если он по природе  своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет  увлечено и  дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями…»16, и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов. 
 
 
 

      Библиографический список

  1. Конституция РФ 1993 г.М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998 г.
  2. Федеральный Конституционный Закон о референдуме РФ.№ 2-ФКЗ от 10.10.95 г.
  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97 г.
  4. Закон о референдуме РСФСР. № 241-1 от 16.10.1990.
  5. Конституция и Законы Союза ССР. М, 1983 г.
  6. Конституция (основной закон) СССР с изменениями и дополнениями, принятыми на седьмой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва. М.1970 г.
  7. Б.А. Страшун. Конституционное право зарубежных стран. Учебник./ Отв. ред. Страшун Б.А. – М., 2003.С4б,129,296,446.
  8. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран./ Чиркин В.Е. – М., 2005.С228.
  9. В.Ф. Комарова. Формы непосредственной демократии в России./ Комарова В.Ф.-М.,2003.С79.
  10. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник.- М.,2001.С87.
  11. М.В.Баглай, Б.Н.Габричидзе. Конституционное право РФ. Учебник для юридич. вузов. – М., 2002г.
  12. М.Н.Марченко. Референдум, как форма непосредственной демократии.Вестн. Моск.ун-та. серия 11, Право. 2003. №6)
  13. Н.Панов, Л.Хахулина, С.Шпилько. Реформа, закон и народ.Народный депутат, 2000 № 15.
  14. В.В.Платковский. "Референдум в России: итоги демократических преобразований". Социс. №10, 2001 г.
  15. Референдум – оружие обоюдоострое.Российские Вести 1993, 6 апр.
  16. Шумейко В. Зачем нужен референдум? Известия, 27 февр. 1993 г. № 38.
  17. Ю.А. Дмитриев. Народовластие в России – очерк истории и соваременного состояния./ под.ред. Дмитриева Ю.А. Гл.3.-М.,2004.С142.

Информация о работе Референдум РФ