Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является стремление, показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия, а также параллельно с этим рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии вообще.
Введение………………………………………………………………………........3
Понятие и виды референдума Российской Федерации……...………......5 
Развитие института референдума в России……………………….……...10 
Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации ……………………….……………………....................................................13 
Правовые последствия референдума РФ………………………………….21 
Заключение…………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………….26
По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.
Стоит обратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.
Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.
Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.
      Важно 
отметить, что гражданин Российской Федерации 
голосует на референдуме Российской Федерации 
лично. Участие в референдуме Российской 
Федерации является свободным, контроль 
за волеизъявлением гражданина не допускается. 
В ходе референдума Российской Федерации 
никто не может быть принужден к выражению 
своих мнений и убеждений или отказу от 
них. 
 
 
В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:
ст.49 (д) «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. На практике и таких референдумов не было. Конституция СССР 1977 г. определила голосование:
ст.5 Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)9».
Однако, долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящее время организация и порядок проведения референдума регламентированы законодательством. Появилась и практика их проведения.
За 70-летний период существования СССР первое всенародное голосование на его территории было проведено лишь однажды – 17 марта 1991 года. Была поставлена задача – выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента России. Исторически это стало возможным благодаря тому, что 16 октября 1990 г. был принят Закон «О референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР). Союз ССР в декабре 1991 года прекратил свое существование. Т.о. Референдум 1991 г. был единственным за всю историю существования Союза ССР.
      По 
данным  Национальной службы новостей 
в результате голосования не референдуме 
25 апреля 1993 г. ответы избирателей на 
вопросы распределились следующим 
образом: 
| Вопросы референдума | Доля избирателей, ответивших «да», в % от числа принявших в голосовании | 
|       Доверяете 
  ли Вы президенту РФ Борису Ельцину.
   Поддерживаете ли Вы экономическую политику, проводимую под руководством Б.Ельцина? Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента в 1993 г.? Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов в народные депутаты в 1993 г.?  | 
    58,7                       53,0        49,5  67,2  | 
«Возникший в стране конституционный «вакуум» (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только президентской властью»10. Из-за недостаточности лигитимности для введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением демократической процедуры, оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, т.е. использовать референдум. Особенностью референдума 12.12.93 г. явилось то, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в федеральное Собрание, предусмотренное еще на принятой Конституцией. Возможность того, что проект Конституции может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21.09.93.) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Т.о. для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.
Референдум о принятии проекта новой Конституции РФ состоялся 12 декабря 1993 г. По данным Национальной службы новостей 58,43% населения РФ проголосовали за принятие новой Конституции. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.
      10 
октября 1995 года Государственной 
Думой РФ был принят 
Основное различие Законов в содержании понятия референдума, что отражалось на круге вопросов, которые могут выноситься на него. В ст.1 Закона СССР говорилось, что референдум – это народное голосование по наиболее важным вопросам государственной жизни, а в республиканском Законе референдум определялся более широко - как всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. В Законе 1995 г. референдум определен, как всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и др. вопросам государственного значения.
      В 
первых двух Законах было записано, 
что на всенародное голосование 
выносятся «наиболее важные» 
вопросы, но критерия для деления 
вопросов на наиболее важные и остальные 
не было дано, в связи с чем, нормы 
толковались по-разному. В новом Законе  
в ст.3 определены вопросы, которые выносятся 
на референдум в обязательном порядке 
и  которые не могут выноситься на референдум. 
 
В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.11 подготовку и проведение референдума Российской Федерации осуществляют:
Центральная комиссия референдума Российской Федерации:
Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума Российской Федерации.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, находящиеся в день проведения референдума Российской Федерации в санаториях, больницах и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по месту их пребывания.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку референдума Российской Федерации по месту нахождения общежития.
      В 
список граждан, имеющих право на 
участие в референдуме 
      Граждане 
Российской Федерации прибывшие 
в иностранные государства по 
частным приглашениям, в служебные, 
деловые и туристические 
Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, но поселившиеся на территории участка референдума Российской Федерации после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума Российской Федерации.
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем, за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.
Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, а также о любой неточности в указанном списке.