Производство по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание

Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
- описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
- рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;
- исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;
- проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;
- определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации 5
1.1 Понятие, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях 5
1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях 13
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации 21
2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении 21
2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении 27
2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях 36
Заключение 46
Библиографический список 50
Приложение А 53
Приложение Б 54

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Статья 29.8 КоАП РФ обязывает  составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного  наказания;

2) о прекращении производства  по делу об административном  правонарушении.52

Постановление о прекращении  производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы  одного из обстоятельств, исключающих  производство по делу, предусмотренных  ст. 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного  замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;

3) прекращения производства  по делу и передачи материалов  дела прокурору, в орган предварительного  следствия или в орган дознания  в случае, если в действиях  (бездействии) содержатся признаки  преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела  судье, в орган, должностному  лицу, уполномоченным назначать  административные наказания иного  вида или размера либо применять  иные меры воздействия в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела  на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение  дела не относится к компетенции  рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.53

Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.54

Можно выделить три группы определений, выносимых в связи  с рассмотрением дела об административном правонарушении, на разных стадиях рассмотрения. Это определения, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, определения, выносимые в процессе рассмотрения дела и определения по делу, предусмотренные ст. 29.9 КоАП РФ.55 Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассматривается в течение месяца после его получения организациями и должностными лицами, которые должны сообщить субъекту внесшему представление о принятых мерах.

Само по себе введение в КоАП РФ нормы, предусматривающей  административное расследование, направлено на упорядочение осуществления административно-юрисдикционных полномочий органами государственной  власти и должностными лицами и ликвидацию поверхностного подхода к производству по наиболее сложным делам об административных правонарушениях. 

2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных  постановлений по делам об  административных правонарушениях

 

Постановление по делу об административном правонарушении может  быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным  органом - в районный суд по  месту нахождения коллегиального  органа;

3) вынесенное должностным  лицом - в вышестоящий орган,  вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным  органом, созданным в соответствии  с законом субъекта Российской  Федерации, - в районный суд по  месту рассмотрения дела.56 Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем. Эти и другие права граждан и юридических лиц не должны нарушаться.

Примером тому может служить Постановление Верховного Суда РФ. В жалобе В. просит отменить постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Татарстан от 21.04.2006 г., ссылаясь на то, что он не был извещен о подаче Н. жалобы на определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16.02.2006 г., копию жалобы не получал, в результате чего был лишен судом возможности представить свои возражения против доводов жалобы. Кроме того, В. указывает на неправомерность выводов о нарушении им Правил дорожного движения.57

Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях  устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (Арбитражным процессуальным кодексом).58

Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьями 30.2 и 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган или суд.59 Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Жалоба на постановление  по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. КоАП РФ не требует от подателя жалобы прилагать к ней какие-либо документы, в том числе уведомление о вручении жалобы административному органу.

Жалоба может составляться в произвольной форме (ст. 30.2 КоАП РФ); рассмотрение жалобы может производиться без вызова органа, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление; срок рассмотрения жалобы (ст. 30.5 КоАП РФ) исчисляется лишь с момента поступления жалобы со всеми материалами дела об административном правонарушении, представление которых возлагается на орган, вынесший обжалуемое постановление (ст. 30.2 КоАП РФ), и т.п.60

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению. Так же он может обратиться к общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).61

При подготовке к рассмотрению жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли  обстоятельства, исключающие возможность  рассмотрения жалобы данными  судьей, должностным лицом, а также  обстоятельства, исключающие производство  по делу;

2) разрешают ходатайства,  при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу  со всеми материалами дела  на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление  по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный  срок со дня ее поступления со всеми  материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Проблемы могут возникнуть, при невозможности представления дела об административном правонарушении по подведомственности для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.62 Это может возникнуть в связи с нахождением материалов дела в органах прокуратуры или предварительного следствия, в данном случае необходимо предоставить информацию о причинах, обусловивших задержку их направления, а также принять скорейшие меры к их получению.

Пятидневный срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению, то срок рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте, либо административном выдворении сокращается до одних суток с момента подачи жалобы.

Необходимо обратить внимание на наличие других сроков. В налоговых органах жалоба должна быть рассмотрена в 30-дневный срок, и указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. А по трудовому законодательству предусмотрен общий 30-дневный срок рассмотрения первоначальной жалобы и возможность продления данного срока начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указание причин продления.63

Должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.64 Акцентируется внимание на законности и обоснованности, дополнительно представленных материалов, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Так же при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП и ГПК. При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия. В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы.65

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится  одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления  без изменения, а жалобы без  удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления  и о прекращении производства  по делу при наличии хотя  бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 2.45 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления  и о возвращении дела на  новое рассмотрение судье, в  орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления  и о направлении дела на  рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.66

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях