Принципы административно-процессуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права2. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения3.
Целью данной курсовой работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление основных принципов административного процесса

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3
1.
Понятие административного процесса и административной процедуры……………………………………………………………….

4
2.
Структура административного процесса. Понятие и виды административных производств………………………………………

9
2.1.
Процедурное производство……………………………………………
10
2.2.
Виды процедурных производств………………………………………
11
2.2.1.
Лицензионно-разрешительное производство…………………………
11
2.2.2.
Регистрационное производство………………………………………..
15
2.2.3.
Производство по принятию правовых актов управления……………
16
3.
Юрисдикционное производство……………………………………….
19
3.1.
Виды административно-юрисдикционных производств……………
22
4.
Принципы административно-процессуальной деятельности……....
27

Заключение………………………………………………………………
30

Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Лицензия является официальным документом, который  разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение  установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Для получения  лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. В их числе: заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юридических лиц - наименование и организационно-правовая форма, номер расчетного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости  от специфики деятельности может  быть предусмотрено представление  иных документов. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий  шестидесяти дней со дня получения  заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа.

Основанием  для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

Срок действия лицензии устанавливается не менее  пяти лет. Могут выдаваться бессрочные лицензии. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

При ликвидации предприятия, организации, учреждения или прекращении действия свидетельства  о государственной регистрации  физического лица в качестве предпринимателя  выданная лицензия теряет юридическую  силу.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п. Срок приостановления не может превышать шести месяцев. Лицензиат вправе обжаловать решение в судебном порядке.

Лицензирование  в настоящее время является одной  из самых распространенных форм разрешительной системы, которая имеет и другие формы своего выражения.

Так, разрешительная система широко используется органами Министерства внутренних дел РФ. Регулирование  в этой области осуществляется на основе законов РФ «О милиции» и  «Об оружии». Министерство внутренних дел РФ организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг).

Разрешения  органов внутренних дел также  необходимы для производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки  оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих  ядов и т.п., а также открытия и  функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров, для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности.

Разрешительная  система распространяется также  на проведение собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций, пикетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2. Регистрационное производство

Регистрация - акт  официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами федеральных служб, подведомственных Министерству юстиции РФ и МВД  России. В частности, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и носят межведомственный характер, регистрацию уставов общественных и религиозных объединений.

Органы Росрегистрации (федеральная служба) России осуществляют также государственную регистрацию юридических лиц и прав на недвижимость.

Федеральный закон  «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г.8 устанавливает, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Данный вид  государственной регистрации отнесен  к компетенции учреждений Федеральной  регистрационной службы России. Закон  регулирует порядок регистрации (прием  документов, их экспертиза и т.п.). Она  проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации. Определены основания для государственной регистрации, требования к предъявляемым документам, основания для приостановления или отказа в регистрации.

 В настоящее  время действует регистрационный учет граждан. Правительство РФ утвердило 17 июля 1995г. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации9. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства была отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом, который осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации. Если гражданин изменил место жительства, он обязан в течение семи дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответствующими документами для оформления регистрации. Регистрация временного пребывания граждан (гостиница, санаторий и т.п.) осуществляется по истечении 90 дней с момента прибытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Производство  по принятию правовых актов управления

Это - пример административных процедур, используемых в интересах  наиболее эффективной работы исполнительного аппарата по применению административно-правовых форм и административно-правовых методов реализации исполнительной власти.

Правовой базой  для рассматриваемых процедур служат постановления Правительства РФ - Правила подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов»; Правила подготовки ведомственных нормативных актов; Регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства. Кроме того, ряд процедур закреплен непосредственно в Федеральном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г. Наконец, важное значение в этом плане имеет Указ Президента РФ «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации» от 2 мая 1996г.10.

Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрен ряд вопросов, для решения которых установлен особый порядок: они решаются исключительно на его заседаниях, т.е. коллегиально. Проекты своих решений по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов Правительство направляет органам государственной власти субъектов РФ; предложения последних подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

В соответствии с Регламентом Правительства  РФ проекты решений по вопросам, включенным в план заседаний, вносятся руководителями федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ. Проекты решений могут направляться на согласование руководителям федеральных органов исполнительной власти. Предложения граждан и организаций о принятии правительственных решений направляются для предварительного рассмотрения соответствующим органам исполнительной власти. Проекты решений вносятся с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые основания и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они обязательно согласовываются с заинтересованными государственными органами, общественными и иными организациями. После согласования они визируются руководителями указанных органов и организаций. При разногласиях по проекту решения руководитель, готовящий его для внесения в Правительство, должен провести консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если таковое не будет найдено, к письму в Правительство прилагается перечень разногласий. Предусматривается экспертиза проектов решений Правительства нормативного характера, проводимая Министерством юстиции.

Аппарат Правительства  РФ проводит анализ проектов и обоснований  к ним, редакторскую доработку текста, согласование с заинтересованными  департаментами аппарата и Государственно-правовым управлением Президента РФ, а также визирование проекта у руководителей этих подразделений. К проекту решения прилагается справка, в которой кратко излагается существо проекта с аналитическими, справочными и другими необходимыми материалами. Срок на подготовку проекта решения устанавливается, как правило, в пределах до 10 дней.

Администрация Президента РФ представляет Президенту те проекты указов, которые сопровождаются пакетом постановлений и распоряжений Правительства. Правительство обязано  обеспечить принятие предусмотренных  указами Президента постановлений и распоряжений.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной  регистрации проект акта подлежит предварительному согласованию с заинтересованными  министерствами и ведомствами, что  оформляется соответствующими визами. Возможно издание совместных правовых актов. Подготовка проекта возлагается на одно или несколько структурных подразделений. Должен быть определен круг должностных лиц, ответственных за подготовку проекта, а также установлены сроки подготовки проекта. В этой работе обязательно участие юридической службы органа. Возможно создание рабочих групп для подготовки проектов.

Государственная регистрация  предполагает юридическую экспертизу правового акта, решение о необходимости  его регистрации, присвоение регистрационного номера, внесение акта в Государственный реестр нормативных правовых актов. Государственной регистрации подлежат акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, а также имеющие межведомственный характер.

Для исполнения акты направляются только после государственной регистрации и официального опубликования. Без этого акт не может применяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Юрисдикционное производство

В основе административной юрисдикции лежит рассмотрение и  разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, наконец, применение в необходимых  случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения. Юрисдикционную функцию в изложенном понимании, фактически осуществляют исполнительные органы (должностные лица).

Первой особенностью административной юрисдикции является ее специфический предмет - конкретный административно-правовой спор.

Как правило, такого рода споры возникают:

- по инициативе  управляемой стороны, испытывающей  на себе управляющее воздействие  того или иного субъекта исполнительной  власти и считающей это воздействие (например, адресованный ему правовой акт управления) дефектным.

- по инициативе  управляющей стороны (например, при  возбуждении дела о привлечении  гражданина к административной  ответственности).

- между различными  субъектами управления (например, между исполнительными органами одного или различного уровня).

- по инициативе  специальных правоохранительных  органов (например, при опротестовании  органами прокуратуры актов или  действий исполнительных органов).

Жалобы граждан  и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокуроров, являются основаниями рассмотрения административно-правовых споров.

Для разрешения разногласий между органами исполнительной власти различных субъектов РФ используются согласительные процедуры, целью которых является достижение согласованного решения (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Правовая оценка поведения сторон возникшего спора  является важнейшим условием, обеспечивающим основанное на законе, справедливое и  эффективное разрешение административно-правового спора. Для административно-юрисдикционной деятельности она обязательна. В этом суть второй особенности административной юрисдикции.

Информация о работе Принципы административно-процессуальной деятельности