Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:43, контрольная работа

Описание

Правовой статус - комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа.
В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен.

Работа состоит из  1 файл

админ.контр..docx

— 27.63 Кб (Скачать документ)

внесение предложений  по совершенствованию государственной  службы в любые инстанции;

ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют права на:

пенсионное обеспечение  с учетом стажа государственной  служебной деятельности;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов  и стажа его работы, уровня квалификации; денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной  службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему эй выслугу лет предоставляется  в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов  Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск; государственному служащему  может быть предоставлен отпуск без  сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;

право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

обязательное государственное  страхование на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением им должностных  обязанностей;

обязательное государственное  социальное страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения им государственной  службы.

Перечисленные права государственного служащего принято считать основными  по той причине, что далее они  конкретизируются в типовых и  индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ.

Предоставленные права государственный  служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, а и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.

Однако следует иметь  в виду, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной  службы никто не отменял и отменить не может. Презумпция невиновности - признание добросовестности работника, проявление уважения государства к своему служащему. Если государство требует от служащего быть законопослушным и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.

Служебные права носят  обеспечивающий характер. Их наличие  создает необходимые условия  для успешной реализации служебных  обязанностей.

Должностные обязанности - это  функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью  непосредственного исполнения или  профессионального обеспечения  полномочий государственного органа или  должностных лиц, представляющих этот орган. Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.

Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает  лишь основные обязанности государственных  служащих в системе государственной  службы. Законодательство субъектов  Российской Федерации практически  без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных  актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:

обеспечению поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции  РФ, реализации федеральных законов  и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу  их полномочии:

добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдению установленных в государственном  органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной  информацией; выполнению должностных  инструкций;

обеспечению соблюдения и  защиты прав и законных интересов  граждан. Государственному служащему  нормативно вменено в обязанность  не только самому не нарушать законы, права и законные интересы граждан, но всеми законными средствами добиваться, чтобы их не нарушали другие государственные служащие. Данная норма подразумевает, что государственным служащим вменено в обязанности не только обеспечивать, но и непосредственно охранять права и законные интересы граждан;

исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных  полномочий, за исключением заведомо незаконных;

поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной  для исполнения должностных обязанностей;

соблюдению принципов  и норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, воздержанию  от поведения, которое могло бы вызвать  сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных  обязанностей;

своевременному рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных  органов и органов местного самоуправления и принятию по ним решений в  порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

сохранение государственной  и иной охраняемой законом тайны.

Что касается специальных  служебных обязанностей, то их круг регулируется правовыми норнами  либо специального законодательства, либо соответствующими ведомственными подзаконными актами. Так, в соответствии со ст.17 (п.3) Федерального закона "О  службе в таможенных органах Российской Федерации" исполнением служебных  обязанностей являются: а) участие в  сборах, учениях, соревнованиях и  других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными  начальником таможенного органа; б) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей;                    в) нахождение на положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; г) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; д) нахождение на лечении, следование на лечение и обратно.

 

 

 

 

 

Заключение

Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой  эффективности и авторитета государственной  службы. Он является производным от самой государственной службы как  правового института.

В настоящее время решение  статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу. Тем не менее существует немало нерешенных задач; не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования деятельности государственного служащего. Не сняты противоречия в понимании социального и правового статусов, нет должной систематизации прав, обязанностей, ограничений и ответственности государстве иных служащих и т.д. Слабо разработаны статусно-должностные полномочия служащих различных уровней структур государственного управлении. Необходимо преодолеть неразвитость института правовых и социальных гарантий по государственной службе, более предметно стимулировать повышение квалификации кадров и эффективности и труда.

Государственный служащий как  гражданин страны обладает всем комплексом гражданских прав, свобод и обязанностей. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов тот момент, что административная среда государственной службы должна целенаправленно формироваться, способствуя  реализации законных прав и свобод каждого служащего. Государственный  служащий должен быть юридически и  социально защищен не в меньшей  степени, чем и любой другой человек. Его честь и постоянство должны быть неприкосновенны. Только в таком  случае можно требовать от него честного, добросовестного и принципиального  исполнения служебного долга.


Информация о работе Правовой статус государственного служащего