Государственный служащий: понятия, виды, административно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – понятие «государственный служащий» и правовой статус государственного служащего.
В работе определенны следующие задачи:
дать определение понятию «государственный служащий»,
выявить общее условия для прохождения государственной службы,
определить правовой статус государственного служащего.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие государственного служащего
Понятие государственного служащего…………………………………6
Классификация государственных служащих…………………………..9
Глава II. Правовой статус государственного служащего
2.1 Права и обязанности государственного служащего…………………..11
2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……15
2.3 Ответственность государственных служащих ………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 136.76 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное Бюджетное Образовательное  Учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет 

водных коммуникаций»

 

 

Курсовая работа

На тему

«Государственный  служащий: понятия, виды, административно-правовой статус»

 

 

 

Выполнил студент группы: Ю (4)-3

Яковицкий Д.С.

Руководитель: Турова В.Е.

 

 

 

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Понятие государственного служащего

    1. Понятие государственного служащего…………………………………6
    2. Классификация государственных служащих…………………………..9

Глава II. Правовой статус государственного служащего

2.1 Права и обязанности государственного служащего…………………..11

2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……15

2.3 Ответственность государственных служащих ………………………..16

Заключение…………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность темы  исследования. Проблемы государственной  службы являются постоянным объектом внимания, факт является  неслучайным, так как государственная служба, обеспечивающая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов. Благодаря осуществляемым в последние, годы преобразованиям, она претерпела существенные изменения, которые коснулись в том числе и определения правового статуса государственных служащих.

Эффективность государственной  службы и успех профессиональной деятельности государственных служащих во многом зависят от глубины понимания закономерностей в рассматриваемой сфере, возложенным на государственного служащего задачам их административно-правового положения, или статуса. Особое значение в этом плане имеет законодательное установление особенностей правового статуса государственного гражданского служащего. Интересный момент который, следует, отметить, что государственным гражданским служащим в части правового регулирования прохождения ими службы и установления их правового статуса повезло больше, чем государственным служащим государственной военной и государственной правоохранительной служб. Это связано с тем, что по государственной гражданской службе принят федеральный закон об этом виде службы, а также реестр должностей государственных гражданских служащих. Вместе с тем многое из того, что нашло свое закрепление в законодательстве относительно правового положения (статуса) государственного гражданского служащего нуждается в научном осмыслении и дальнейшем совершенствовании. Успешное развитие государственной службы возможно только на пути ее прочного нормативно-правового обеспечения. Совершенствование правового обеспечения государственной гражданской службы представляет собой одну из важных и крупных задач современной теории и практики государственной службы, административного права, решение которой определяется потребностями политического и социально-экономического развития страны. Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом.1

Исходя из задач поставленных в данной курсовой работе можно отметить следующие, что изучение темы позволяет полнее представить научную концепцию административно-правового статуса государственного гражданского служащего, в том числе определить понятие, сущность, структуру и содержание такого социально-правового феномена, как «административно-правовой статус государственного гражданского служащего». Исследование данной проблемы дает возможность понять процесс формирования, развития и укрепления статусных основ государственной службы страны в целом.

Анализ этой социально  значимой темы важен не только в  плане ее теоретического осмысления, но и в практическом отношении  — для обобщения практики реализации административно-правового статуса  гражданских служащих, определения  перспектив развития системы государственной службы Российской Федерации.

Актуальность темы определяется также тем обстоятельством, что  многие аспекты административно-правового  статуса государственного служащего  до сих пор являются дискуссионными и требуют серьезного научного осмысления и анализа.

Если оттолкнуться от основ определения  административного – правового  статуса можно выделить строгие  рамки понятия. Административно-правовой статус – это принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и, соответственно, права и обязанности. В настоящее время пока нет единого подхода к понятию «административно-правовой статус государственного служащего», а также нет единого нормативного акта, который бы устанавливал административно-правовой статус государственного служащего в целостном комплексе норм. Одни рассматривают административно-правовой статус государственного служащего широко, объединяя в это понятие гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы, права и обязанности. Другие сводят административно-правовой статус к совокупности прав и обязанностей государственных служащих. В настоящее время в сфере осуществления государственной службы существует  множество проблем.

Одна из проблем заключается  в том, что административно-правовой статус не обеспечивает эффективной  работы государственной службы, так  как у государственных служащих существует значительное число избыточных функций, и неэффективные механизмы  их реализации являются серьезным препятствием для нормальной работы государственных  органов. Значимость данной темы обусловливается необходимостью проведения сравнительного анализа и показа полной ясности имеющейся картины.

Объектом изучения данного  проекта являются государственные  служащие.

Предмет исследования –  понятие «государственный служащий»  и правовой статус государственного служащего.

В работе определенны следующие задачи:

  • дать определение понятию «государственный служащий»,
  • выявить общее условия для прохождения государственной службы,
  • определить правовой статус государственного служащего.

 

 

 

 

Глава I. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих

 

 

1.1 Понятие государственного служащего

 

Долгое время понятия  «служащий» и «государственный служащий»  не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным  образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах  по учету кадров была графа «социальное  положение».

Понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих. В повседневной деятельности никто не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно. Следуя положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»2, то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

Иное определение государственного служащего дает Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»3: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Федеральный государственный  служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

В узком понимании государственный  служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.

Во-первых, государственный  служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий  государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор4, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный  служащий должен отвечать положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.

В-третьих, государственный  служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном  законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный  служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в различных сферах своей деятельности.

В-шестых, государственный  служащий совершает во многих случаях  действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных  служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Совокупность признаков позволяет сформулировать следующее: «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус»5

Исходя из всего вышеизложенного  можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства.6

1.2 Классификация государственных служащих

Состав государственных  служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.7

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить:

  • избираемых государственных служащих;
  • назначаемых государственных служащих;
  • служащих, замещающих государственную должность

Все государственные  служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

Деления государственных служащих критерием, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, таможенных органов и пр.).

По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих).

Информация о работе Государственный служащий: понятия, виды, административно-правовой статус