Правоохранительные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:35, реферат

Описание

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Правоведение - реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции  РФ судьи Верховного суда РФ назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента РФ, согласованному с заключением Председателя ВС РФ. Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее10 лет.

     Организационная структура ВС РФ включает, помимо Председателя, его первого заместителя и заместителей, Пленум, Президиум, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Судебную коллегию. Судебная коллегия — это новое структурное образование в ВС РФ. Она состоит из 18 судей, которые работают под руководством Председателя ВС РФ. В ее обязанности входит обеспечение статуса судей.

     Каждое  из этих структурных подразделений  обладает определенной самостоятельностью и действует независимо от других судебных инстанций. Основной объем деятельности ВС РФ приходится на долю Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и Военную коллегию.

     В состав Пленума входят все члены  ВС РФ во главе с его Председателем, а участие в заседаниях могут  принимать Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ.

     Численный состав Президиума ВС РФ имеет фиксированную  величину — 13 человек. Для утверждения  персонального состава разработана  строгая процедура. Только Председатель ВС РФ и его заместители становятся членами Президиума автоматически, остальные — в соответствии с представлением Президента страны, согласованным с Председателем ВС РФ и при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей ВС РФ. Президиум Верховного суда занимается главным образом рассмотрением судебных дел в порядке надзора, оказывает практическую помощь судам после ознакомления с их деятельностью, давая конкретные рекомендации, а также выносит решения по ряду организационных вопросов, касающихся деятельности Верховного суда и его аппарата.

     Кассационная  коллегия, сформированная в 1999 году в соответствии с постановлением Конституционного суда от 6 июля 1998 года, рассматривает жалобы (протесты) в качестве суда второй инстанции на приговоры, определения и постановления судебных коллегий ВС РФ, вынесенные судом первой инстанции (в этом качестве может выступать любой суд, уполномоченный принимать решения по существу вопросов, являющихся основными для конкретного дела, в том числе и высшие суды).

     Судебные  коллегии по гражданским и уголовным  делам, а также Военная коллегия ВС РФ могут выступать в качестве судов первой инстанции в рамках их компетенции, определенной федеральным законом, и второй, кассационной, инстанции, а также осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих федеральных судов общей юрисдикции. Из уголовных дел Верховному суду в лице его коллегий подсудны, например, дела, заведенные на членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей федерального суда; из гражданских — дела о признании ненормативными актов Президента РФ, Федерального Собрания, правительства, федеральных министерств и ведомств, способные ущемить права и свободы граждан. Будучи вышестоящей инстанцией для верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, Верховный суд РФ рассматривает в кассационном порядке жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и решения указанных нижестоящих судов. ВС РФ вправе оставить приговор в силе, отменить его, отправив дело на новое расследование или новое судебное разбирательство, изменить приговор и пр. В порядке судебного надзора он может пересмотреть вступившие в законную силу приговоры любых судов РФ, если к нему поступят соответствующие ходатайства правомочных на то лиц (осужденных, адвокатов, потерпевших, прокуроров и др.).

     Второй, нижестоящей, ступенью судов общей  юрисдикции являются верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они выполняют в пределах своей компетенции обязанности, схожие с функцией ВС РФ, т. е. рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, выступая в роли вышестоящих органов по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

     Более упрощенная организационная структура  судов среднего звена в главных  чертах повторяет структуру ВС РФ. Она включает президиум суда (в  чье ведение входят: рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, организационные вопросы, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.) идве судебные коллегии — по гражданским и уголовным делам (рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам).

     Третью  ступень занимают районные суды. Именно они рассматривают основную массу  уголовных и гражданских дел, административных правонарушений по принципу определенной административно-территориальной принадлежности (за исключением дел, относящихся к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции, мировых судей и военных судов) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции. Но по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, они являются вышестоящей судебной инстанцией, обладающей кассационными полномочиями.

     C 1 июля 2002 года полномочия судьи  районного суда существенно расширились:  судья теперь имеет право выносить решения на постановления прокурора, следователя и дознавателя по ходатайствам о заключении под стражу и продлении срока предварительного заключения до 12 месяцев, единолично рассматривать уголовные дела, подсудные районному суду.

     Дееспособность  районного суда обеспечивает его аппарат, состоящий из помощников судей, консультантов и специалистов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, сотрудников канцелярии и архива. Общее организационное руководство возложено на председателя, который по своему усмотрению распределяет обязанности между судьями и дела для судопроизводства. Обеспечение порядка в залах заседания суда, безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей, охрана зданий суда входят в обязанности судебного пристава.

     С существенными оговорками к низшему звену судебной системы РФ следует отнести мировых судей. Институт мировых судей получил окончательное законодательное оформление 17 декабря 1998 года. Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» они относятся к судам общей юрисдикции, систему которых возглавляет ВС РФ. Отправляя правосудие, они обязаны руководствоваться федеральными законами, а свои решения выносят именем Российской Федерации. Вместе с тем мировые суды не являются судами федеральными. Это суды субъектов Федерации, и их финансирование должно осуществляться частично из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов Федерации. Компетенция, порядок образования и деятельность мировых судей регулируются федеральным законом. По закону о мировых судьях общее количество судей и судебных участков, в которых они работают, определяется из расчета численности населения от 15 до 30 тысяч человек на одном участке. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В частности, в Москве предусмотрено создание 384 участков, в Московской области — 292 участков, в Санкт-Петербурге — 211 участков.

     Компетенция мировых судей определена довольно широко. Так, их рассмотрению  подлежат гражданские, административные и уголовные дела наименьшей сложности. В частности, относительно уголовных дел следует заметить, что это дела о наиболее распространенных преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, которые перечислены в перечне в ч. 1 ст.31 УПК РФ (это более ста составов, или 70 процентов от общего числа уголовных дел). Кроме того, в компетенцию мировых судей входят бракоразводные дела при отсутствии споров о детях, дела о выдаче судебного приказа, о разделе совместно нажитого имущества между супругами, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей500МРОТ, дела по трудовым отношениям, за исключением дел о восстановлении на работе и проч.

     В судебной системе РФ несколько обособленное место занимают военные суды (до очередного изменения и дополнения Конституции РФ от 21 апреля 1992 года именовались «военными трибуналами»). В отличие от остальных федеральных судов общей юрисдикции (к которым они также принадлежат), их судебная компетенция ограничена рамками Вооруженных сил РФ. Кроме того, они не обладают полномочиями конституционного контроля и прерогативой разъяснений законодательства. Военных судей выделяет статус военнослужащих-контрактников.

     Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают самостоятельность и независимость военных судов, подчиненность одному закону. В принятом 23 июня 1999 года ФКЗ «О военных судах РФ» в основу их организации положен территориальный принцип, обеспечивающий военным судам, по мысли законодателей, больше независимости от командования. (Действовавший прежде экстерриториальный принцип обусловливал полное иерархическое соответствие армейских судебных инстанций органам военного управления: дивизия — армия — военный округ (флот) — Министерство обороны.)

Информация о работе Правоохранительные органы РФ