Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:23, контрольная работа

Описание

В данной работе дана характеристика сервитутам как право на чужие вещи в римском частном праве, а так же раскрывается сущность понятия фидеикомисса. Права на чужие вещи устанавливают пользование или другие правомочия лиц в отношении чужих вещей, находящихся в чужой собственности. Эти права возникают либо путем соглашений собственником вещи, либо в силу других юридических фактов. Права на чужие вещи следует отличать от законных ограничений права собственности, устанавливаемых для упорядочения сосуществования самих собственников в целях охраны общественных интересов.
Рассмотрены общие положения, касающиеся сервитутов. Подробно рассмотрены предиальные сервитуты, уделено внимание защите сервитутов и вопросы владения правом. Представление о сервитутах как о правах (jura) возникло, вероятно, только с появлением городских земельных сервитутов, которые рассматривались как отличные от вещей, в состав которых входили или которым служили.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..…..3 стр.
1. Понятие и виды наследования…………………………………………………………..4 стр.
1.1. Наследование по завещанию…………………………………………………....5-6 стр.
1.2. Наследование по закону…………………..……………………………………..6-7 стр.
1.3. Наследование по праву представления……………………………………….….7 стр.
Сервитут в Римском праве.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….....8 стр.
2. Понятие и содержание сервитута……………………..……………………………..9-10 стр.
3. Виды сервитутов………………………………………………………………………..11 стр.
3.1. Предиальные сервитуты………………………………………………………11-13 стр.
3.2. Личные сервитуты…………………………………………………………...……13 стр.
4. Приобретение, утрата и защита сервитута………………………………………...14-15 стр.
Фидеикомиссы
Введение…………………………………………………………………………………....16 стр.
5. Понятие и содержание фидеикомисса……..………………………………………….17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….……...18 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..19 стр.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы.docx

— 61.92 Кб (Скачать документ)

     Наследниками  по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности (родство не по крови, а по подчинению домовладыке), и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению (дети, внуки). По мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а впоследствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди:

    1. "Свои наследники" (sui heredes), именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти наследодателя юридически самостоятельными лицами и если к моменту открытия наследства не вышли из-под власти домовладыки.

    2. Агнаты, т.е. лица, которые были в прошлом связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не происшедшая ранее смерть их общего paterfamilias или если бы, по крайней мере, один из них не превратился в результате эмансипации в юридически самостоятельное лицо. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, т.е. стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты. Если он не принимал наследства, то оно не переходило ни к кому, и становилось выморочным, то есть действовал принцип однократности призвания к наследству. То есть при наследовании по закону не допускалось преемство.

    3. Только если после наследодателя  не осталось агнатов к наследованию  призывалась 3-я группа наследников - члены одного с наследодателем рода. Когнаты, т.е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного.

                  Но на смену семейной собственности пришла индивидуальная частная собственность. С этого момента стали придавать особое значение родству по крови. И соотношение между агнатским и когнатским родством благодаря ему меняется в пользу родства когнатского. Что определило новую очередность наследования. Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников:

    1. Unde liberi – те, кого цивильное право называло своими наследниками, а также дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эманципированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные, если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельными.

    2. Unde legitimi – патрон умершего вольноотпущенника, а также все агнаты с вытеснением из них более отдаленных.

    3. Unde cognati – все кровные родственники наследодателя (не далее шестой сепени родства).

    4. Unde vir et uxor – переживший наследодателя супруг (в случае брака sine manu). 

1.3. Наследование по  праву представления.

                  Первый класс наследников составляли нисходящие родственники (сыновья, дочери, внуки). Нисходящий – это родственник близкой степени. Он  исключает наследование нисходящих родственников отдаленных степеней (например: если имеются дети, то не призываются к наследству внуки). Однако нисходящий родственник отдаленной степени призывался к наследству наряду с близкими нисходящими родственниками наследодателя, если то лицо, через который такой отдаленный нисходящий родственник происходил от наследодателя умерло до открытия наследства. Например: в момент смерти наследодателя оказываются в живых из числа его нисходящих дети и внуки от ранее умершего сына. Тогда внуки имели право получить ту долю, которая досталась бы их умершему отцу или матери, если бы те пережили наследодателя. Это и есть наследие по праву представления (внуки как бы представляют отца).

                  Существует еще  наследственная трансмиссия. Отличия: наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не принявших наследства), а самого наследодателя. При наследственной трансмиссии наследник пережил смерть наследодателя, так что наследство открывалось ему, но он (наследник) умирает, не успев приобрести наследства, и возникшее в его лице право приобрести наследство переходит по наследству к его наследникам.

          Первоначально наследодатель  не должен был обходить молчанием  в своем завещании непосредственно подвластных. Он должен был или назначить их наследниками или прямо лишить наследства, хотя бы даже и не указав уважительного основания. Лишение наследства подвластных сыновей должно совершаться поименно, а дочерей можно не называть. Несоблюдение этих правил привело к открытию наследства по закону. Позднее недостаточно было просто упомянуть близких родственников в завещании, но необходимо было завещать им известный минимум (обязательная доля). Если это не выполнялось, наследник, имевший право на обязательную долю мог предъявить иск или жалобу на то, что завещание нарушило нравственные обязанности. 
 

Сервитут  в Римском праве

Введение

    Возникновение и развитие института сервитутов находится в прямой зависимости  с развитием института частной  собственности на землю. Как правило, обособленный земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, которые необходимы для нормального его использования: например, на данном участке нет воды или этот участок не имеет прямого выхода к общей дороге и т.п. Для того, чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании (в соответствующем отношении) соседней землей.

      Такого  рода вопросы были легко разрешимы  в то время, когда земля находилась в общественной собственности (племени, рода, общины). Но с возникновением права  частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имевшему на своей земле воды, пастбища и т.п. В связи с этим настала актуальная потребность в закреплении за собственником одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землей, обычно землей соседа. Земельные участки, отрезанные от публичной дороги землями других собственников или лишенные воды и других естественных благ, нельзя было использовать без предоставления собственнику этого земельного участка права пользоваться в соответствующем отношении чужой землей.

      С ростом городов и увеличением  плотности городской застройки  собственники городских земельных участков стали нуждаться в правовом средстве, с помощью которого можно было бы предупредить полное затемнение одного земельного участка постройкой на соседнем участке и т.д.

      Подобного рода потребности в римском праве  удовлетворялись двумя путями. Можно  было договориться с соседом о  том, чтобы он принял на себя определенное обязательство в пользу данного собственника земли: например, чтобы он обязался давать собственнику данного участка выход через свою землю на общественный проезд, или чтобы он обязался давать ему ежедневно десять ведер воды и т.п. Однако, этот путь был не вполне надежным, потому что такое обязательство имело личный характер: например, стоило собственнику земли, принявшему на себя подобного рода обязательство, продать свой участок, и пользование этой землей со стороны соседа могло продолжаться только при условии согласия нового собственника.

      Между тем, удовлетворение таких необходимых  потребностей, как выход и выезд  на публичную дорогу, выпас скота, доступ к воде и т.п., необходимо было обеспечить более надежным и прочным способом, независимо от смены собственника соседней земли. Для этой цели и была введена такая категория прав, как сервитуты (от слова servire - служить: один земельный участок в этом случае служит потребностям другого участка).

      Прочность удовлетворения потребности посредством  такой правовой формы состояла в вещном характере сервитутного права: предметом сервитутного права являлся сам земельный участок, а не действие определенного лица, обязавшегося допускать пользование его земельным участком со стороны соседа. Поэтому субъект сервитутного права сохранял свое право пользования соседним участком независимо от того, остается ли его собственником тот, кто установил на свою землю сервитут в пользу соседа, или же произошла смена собственника. Сервитут являлся обременением самой земли и в месте с ней переходил к новому собственнику. 
 
 

  1. Понятие и содержание сервитута.
 

      Сервитут можно определить как вещное право пользования чужой вещью в том, или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие при существовании права частной собственности на землю вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками. Роль сервитутов тем значительнее, чем мельче поземельная собственность в данной стране. Наоборот, крупная поземельная собственность, обеспеченная на большом пространстве разнообразными естественными благами, делающими такую собственность самодостаточной, к примеру, для ведения сельского хозяйства, дает мало оснований для развития института сервитутов.

    В литературе выделяют следующие  признаки  сервитута:

      1. Сервитут это вещное право,   право на телесную вещь. Но не может быть сервитута не идеальную часть телесной вещи, поэтому участник общин собственности сам не может ни устанавливать сервитуты на общую вещь, ни приобретать такие вещи в пользу общей вещи. Поэтому, невозможно частичное прекращение сервитута, потому что даже при частичном непользовании сервитутом последний продолжает существовать в целом виде. Исходя из этого признака предиальные сервитуты считаются  неделимыми.

      2. Сервитут это право на чужую вещь; nulli res sua servit. Право собственности на служащую вещь не нарушается сервитутом, так как установление сервитута не выделяет отдельных правомочий из собственности, не лишает  её характера полного юридического господства. Собственник служащей вещи сохраняет по отношению к третьим лицам своё прежнее господство в том же виде, что и прежде,  и не лишается даже по отношению к управомоченному тех прав, которые составляют содержание сервитута, а лишь оттесняются на второй план, отграничивается в их осуществлении.

      3. Сервитут имеет целью  выгоду  лица или участка, так как   любое имущественное право предполагает интерес управомоченного. Выгода состоит в удовлетворении интереса, обеспеченного сервитутом. Она может выражаться не только в денежной прибыли, но и в увеличении приятности (например, сервитут, ne prospectui officiatur). Но свобода собственности не должна терпеть ограничений ради удовлетворения простой прихоти. Тем не менее, при отчуждении вещи можно удержать за собою сервитут ради простой прихоти, несмотря на отсутствие интереса. Это объясняется тем, что содержание отчуждения вполне зависит от усмотрения отчуждающего. Сервитут должен приносить объективную пользу господствующему участку, но не чисто субъективную пользу, которая принадлежала бы только собственнику господствующего участка: источники приводят примеры обеда в чужом имении, - эти виды отношений, позже названные неправильными сервитутами, напротив, допускались в юстиниановском праве.

        4. Сервитут имеет целью исключительную выгоду определенного лица или определенного участка, поэтому его нельзя отделить от данного лица или участка и перенести на другое лицо или другой участок. Причем не допускается не только полный перенос, но и такой, который состоит в том, что на сервитут устанавливается новый сервитут: servitus servitutis esse non potest. Не допускается не только перенос права сервитута (это могло бы удлинить время существования сервитута), но и предоставление его фактического осуществления (следствием такого предоставления могло бы быть то, что лицо, осуществляющее сервитут, определяло бы размер пользования своими потребностями, а не потребностями управомоченного). Перенос права сервитута признаётся ничтожным.

       5. Субъект сервитута может пользоваться  известным образом чужой вещью  (утвердительный, положительный сервитут) или устранять пользование известным образом со стороны других (даже собственника, отрицательный сервитут). Каким образом - это определяется содержанием конкретного сервитута, которых существует бесчисленное множество: общим для всех сервитутов является то стремление, чтобы права собственника как можно меньше страдали от осуществления сервитута.

    Положительный сервитут представляет ограничение  отрицательной стороны собственности: собственник служащей вещи обязан терпеть то, чего при отсутствии сервитута он бы мог не допускать (так наз. servitus in patiendo).

    Отрицательный сервитут представляет ограничение  положительной стороны  собственности: собственник служащей вещи не может осуществлять правомочия, которые он бы мог осуществлять, если бы не сервитут (так наз. serv. in non faciendo). Как нет никакой третьей стороны собственности, так и сервитут поможет состоять в обязанности собственника совершать какие-либо действия (отсюда - современная юридическая поговорка: servitus in faciendo consistere non potest).Отсюда следует, что обязанность поддерживать приспособления, сделанные для осуществления сервитута, лежит на самом управомоченном; только в случае serv. oneris ferendi собственник служащей постройки обязан в случае повреждения привести в порядок стену, на которую опирается господствующее строение.

Информация о работе Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы