Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

Задачи данной работ:
Раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности.
Исследовать принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Понятие оперативно-розыскной деятельности…………………………..3
Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности………8
Заключение……………………………………………………………………….19
Список нормативных актов и литературы……………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

административное право.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

       Принцип гуманизма. Проблема гуманизма (т.е. совокупности взглядов, признающих высокое общественное призвание человека; забота о благе  человека, уважение к его достоинству) применительно к действию отраслевых законов имеет различные аспекты. В ОРД принцип гуманизма — один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области ОРД. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД), предупредительный характер ОРД (см. ст. 2, ч. 1 ст. 10 ФЗ об ОРД), осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (см. ч. 3 и 4 ст. 8 ФЗ об ОРД).

       Гуманизм  в ОРД проявляется в приоритетности мер, которые принимают ОРО, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять ОРМ или выносить решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания9.

       Принцип гуманизма органически присущ ОРД. Его конкретизация во многих статьях  ФЗ об ОРД свидетельствует о том, что он отражает сущность ОРД.

       Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в ОРД закреплен  в ФЗ об ОРД в виде положения  о равенстве всех граждан перед  оперативно-розыскным законом вне  зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и др. (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

       Уважение  и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД. На этот принцип  законодатель указал особо. Кроме его  упоминания в ст. 3 ФЗ об ОРД он конкретизирован  в предписаниях ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В частности, ФЗ об ОРД гарантируется следующее:

       лицо, полагающее, что действия ОРО привели  к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в  вышестоящий ОРО, прокурору или в суд;

       лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом  порядке, т е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в  связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации (в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны); 

       ОРО обязан предоставить судье по его  требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (за исключением сведений о лицах, внедренных в ОПФ, ШНС и конфидентах). 

       Принцип оперативности (поступательности) выработан  оперативно-розыскной практикой  и вытекает из содержания норм законодательства в области ОРД (см., например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих ОРД качеств, в которую входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств. 

       Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД  обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить ДОУ; предпринимать все предусмотренные оперативно-розыскным законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УПК, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению.

       Этот  принцип проявляется в направленности ОРД на опережение10:

       умышленного совершения лицами общественно опасных  противоправных деяний (т.е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории уголовного права «голым умыслом»); 

       умышленных  действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение преступлений на стадиях приготовления и покушения); 

       действий  лиц, совершающих длящиеся преступления (т.е. на недопущение дальнейшего  развития протекающей преступной деятельности). 

       В принципе оперативности отражена защитная функция ОРД, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.

       Принцип всесторонности, полноты и объективности  производства дела (ДОУ или розыскного) в ОРД проявляется многоаспектно:

       всесторонность  подразумевает выдвижение всех возможных  оперативных версий по делу и их равноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников ОРД; 

       полнота означает такую степень глубины  исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение; 

       под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых  обстоятельств сыскного дела, недопущение  однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено). 

       Принцип осуществления юридической деятельности (включая оперативно-розыскную) только уполномоченными на то ФЗ субъектами вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других статей ФЗ об ОРД, а также иных законодательных актов и характеризует ОРД, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами, которым полномочия на это предоставил российский законодатель.

       Принцип сочетания гласных и конспиративных методов и средств является характерной  и одновременно отличительной чертой ОРД в сравнении с другими  видами юридической деятельности антикриминальной направленности (например, уголовным судопроизводством).

       Как определенное сочетание форм и элементов  содержания ОРД он проявляется двояко. Во-первых, информация о цели, задачах  и принципах этой деятельности, основаниях и условиях для совершения конкретных ОРМ, для заведения и прекращения ДОУ на граждан России, о субъектах осуществления ОРД, их обязанностях и правах, а также о видах и способах контроля за данной деятельностью (и некоторые другие данные) в соответствии с нормами ФЗ об ОРД открыта для каждого. Во-вторых, не подлежит разглашению информация, в соответствии с действующим законодательством составляющая государственную или иную тайну, а равно касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ОРД, кроме как в случаях и в порядке, установленных законодательством в области ОРД. В частности, гласные начала ОРД проявляются в таких конкретных ситуациях, как изучение оперативниками (судьями, прокурорами и др.) писем, жалоб и заявлений граждан; исследование различных открытых источников информации (средств массовой информации, материалов судебных заседаний и различных комиссий по борьбе с преступностью, документы государственных органов и учреждений и т.д.); непосредственное получение информации в процессе личного сыска и др. Негласные же начала ОРД проявляются прежде всего в процессе конфиденциального сотрудничества с гражданами при осуществлении негласных ОРМ (например, контроля почтовых отправлений) и др.

       Принцип привлечения конфидентов к ОРД  отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД).

       Конфидент — обобщенное название категории  физических лиц, участников ОРД, которые  вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством  в области ОРД, в отношения тайного сотрудничества с ОРО в лице его представителя - оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД. Слово «конфидент» пришло в русский язык в начале XVIII в. от французского «confident» в значении «доверенное лицо, человек, которому доверяют всякие секреты, тайны». И уже тогда это слово использовалось в официальных документах органов разведки11.

       Без использования в ОРД конфидентов  она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего в уголовное судопроизводство). ОРО и оперативники в достижении целей ОРД опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (см. ст. 17 ФЗ об ОРД).

       Важнейшим профессиональным принципом ОРД, отражающим ее предупредительно-поисковую направленность и особенности ее осуществления при решении задач защиты от преступных посягательств, является принцип конспирации.

       Объективная необходимость соблюдения конспирации  в ОРД обусловлена тайным, замаскированным способом подготовки, совершения и сокрытия ряда умышленных преступлений, криминальным противодействием ОПФ правоохранительным мерам государства и необходимостью в связи с этим надежного обеспечения безопасности субъектов ОРД, потребностью неразглашения поступивших в ходе осуществления ОРМ сведений, затрагивающих честь, достоинство и репутацию граждан.

       Надлежащая  конспирация в ОРД обеспечивается12:

       нормативным регулированием правил конспирации, обеспечивающих оптимальные условия осуществления ОРМ, четко контролируемую процедуру получения первичной негласной информации, ее хранения, анализа и практического использования, допуска сотрудников к участию в ОРД или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления;

       оптимизацией  организационно-структурного и функционального построения ОРО, создающих благоприятные условия для формирования и использования конфидентов на всех этапах ОРД при условии максимального сокращения звеньев приема-передачи оперативной информации и круга лиц, имеющих к ней доступ; 

       разработкой правил информационного взаимодействия отраслевых ОРО с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями  внутри субъектов ОРД и между  ОРО, обеспечивающими конспиративность негласных источников информации и  скрытость осуществления совместных либо согласованных ОРМ; 

       установлением и поддержанием должного режима функционирования оперативно-розыскных, информационных, статистических, учетно-финансовых и  иных подразделений, работающих с закрытой информацией, имеющего целью создание условий, исключающих криминальное проникновение к АБД или утечку информации; 

       научно-методической разработкой вопросов организации  и тактики проведения ОРМ, требующих  обеспечения их конспирации в  соответствии с оперативно-розыскным  законодательством; 

       профессиональным  обучением и воспитанием кадров руководящего и оперативного состава  ОРО правилам и тактическим приемам  конспирации, выявления и локализации  проводимых преступниками контрразведывательных  и иных мер криминального противодействия. 

       Принцип вневедомственного (внешнего) контроля реализуется прежде всего в предписаниях ст. 20 и 21 ФЗ об ОРД. Согласно этому принципу ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества, вне контроля всех ветвей власти.

       Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования означает, что: а) ОРД — вынужденное средство, применяемое согласно воле законодателя для защиты от преступных посягательств. Поэтому ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры исчерпаны или они недейственны для обеспечения безопасности охраняемых объектов; б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа некоторые ОРМ допустимо проводить для обнаружения не всех преступлений, а исключительно тяжких – оперативный эксперимент, другие – не ограничивая конституционные права граждан, и т.п.

       Этот  принцип ОРД следует из конституционного предписания, согласно которому права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55 Конституции).

Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности