Понятие и принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание

Административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Предмет административного права включает в себя общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управленческой деятельностью, а именно:
управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
управленческие отношения, возникающие в участием субъектов местного самоуправления;
отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Содержание

1. Понятие и принципы административного права. Предмет и метод административно – правового регулирования. Понятие и структура административно – правового режима…………………….……..……
2. Понятие системы административного права и ее содержание.
Особенности административного права как отрасли пра-ва.………….
3. Понятие и виды источников административного пра-ва………………
4. Понятие и виды службы и служащих в РФ……………………………
5. Понятие и значение правового акта управления. Виды и действие правовых актов управления

Работа состоит из  1 файл

кр административное право.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее распространенным является деление правовых актов управления на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты играют особо важную, регулирующую роль как  юридические инструменты административного права. Они содержат административно – правовые нормы, устанавливающие общие правила регулирования однотипных отношений в сфере исполнительной власти, рассчитанные на длительное применение и имеющие конкретного адресата. Примером могут служить нормы, содержащиеся в правилах пожарной безопасности, дорожного движения и т.д.

Индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти, обращенные к конкретным лицам, являясь в основе своей правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Их общей отличительной чертой является выраженный правоисполнительный, по своему юридическому содержанию распорядительный правовой характер.

Разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, способам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, правоуполномачивающими, содержащими отказы.

Таким образом, диапазон действия и влияния индивидуальных актов достаточно широк и оказывает существенное влияние на процесс эффективного функционирования исполнительной власти (государственного управления). Без них исполнительная власть и ее органы не могут эффективно функционировать, решать возложенные на них задачи.

Правовой акт действует  либо до истечения установленного срока, либо до его официального изменения  или отмены. Как правило, правовой акт управления приобретает юридическую силу с момента его издания или опубликования, если особо не оговорен иной порядок приведения его в действие, например, установление конкретного срока вступления его в юридическую силу. Таким образом, действие правовых актов управления связано с целым рядом факторов – порядком их опубликования и вступления в силу, действием в пространстве и во времени.

 

  1. Понятие и виды юридической ответственности.

Особенности административной ответственности.

Административное правонарушение и его состав.

 

Юридическая ответственность –  это обязанность правонарушителя  претерпеть меры государственного принуждения, неблагоприятные последствия совершенного им деяния. Выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовно – правовая; гражданско-правовая; административная; материальная, дисциплинарная.

Административная ответственность  – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные наказания.

 Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой признаки административного правонарушения, которыми являются: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Состав административного правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно – правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь за собой административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного  правонарушения являются: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона заключается  в действии или бездействии, запрещенным административным правом. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий. Содержание объективной стороны может включать характер действия (бездействия) – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами административного  правонарушения признаются физические и юридические лица. Среди физических лиц различаются граждане и другие категории лиц, признаваемых субъектами административного права с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций и т.д. для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности (должностные лица, водители транспортных средств), для других – ограничение применения ее мер (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т.д.).

Субъективная сторона административного  правонарушения – это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Выделяются также факультативные признаки субъективной стороны административного правонарушения (мотив и цель).

Только при наличии состава  административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

 

  1. Понятие и виды административных наказаний.

Наложение административного наказания.

 

Административное наказание –  это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний  являются:

- предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения  или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права,  предоставленного физическому лицу;

- административный арест;

- административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства;

- дисквалификация.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При назначении административного  наказания всегда должны применяться два основных критерия:

- объективный - заключается в  том, что наказание назначается  в соответствии с КоАП. При этом должны быть учтены особенности совершенного правонарушения: причиненный им вред имущественного и неимущественного свойства, общественная опасность;

- субъективный - предполагает оценку  личных особенностей правонарушителя - физического лица, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершенный проступок.

Назначение административного  наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

 Никто не может нести административную  ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня  совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации и др. -  по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного  правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

 

  1. Понятие и виды субъектов административного права.

Соотношение понятий «субъект административного права» и

«субъект административного правоотношения»?

 

Под субъектом административного  права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Субъекты административного права могут быт индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам  административного права относятся  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие.

К коллективным субъектам  относятся различного рода объединения  граждан, в том числе государственные и негосударственные организации.

Субъекты административного  права условно могут быть объединены в следующие группы:

  • органы государственной власти – органы исполнительной власти; Президент РФ; Правительство РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного  самоуправления;
  • общественные объединения – политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы, гильдии и т.д.;
  • администрации предприятий и учреждений;
  • граждане (физические лица).

Лица и организации, являющиеся субъектами административного  права, могут быть, при соблюдении установленных административно – правовыми нормами условий, субъектами административно – правовых отношений.

Субъекты административного  права становятся субъектами административно – правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно – правовых отношений. Для этого они должны быть наделены административной дееспособностью.

 

  1. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

 

Во взаимодействии с управленческими  структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободы и обязанности:

  1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного  самоуправления;
  2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
  4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного  самоуправления;
  5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы КоАП РФ;
  6. Неприкосновенность жилища;
  7. Право на передвижение;
  8. Право свободно искать, получать, передавать, производит и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную и иную тайну;
  9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Важнейшей обязанностью граждан как  субъектов административного права  является соблюдение ими административно – правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного  самоуправления, их должностных лиц.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно – правовые нормы.

 

  1. Административно – правовой статус иностранных граждан 

и лиц без гражданства

Информация о работе Понятие и принципы административного права