Понятие и принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание

Административное право- это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     1) указы и распоряжения Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ);

     2) постановления и распоряжения  Правительства РФ (ст. 115 Конституции  РФ);

     3) постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения,  уставы, издающиеся федеральными  органами исполнительной власти;

     4) указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица РФ. 
 

     1. Правовые акты управления  только  тогда выполняют свою служебную  роль, когда они действуют, т.е.  вызывают те юридические последствия,  ради достижения которых они  издаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами).

     Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно – юридической силой, под которой понимается его способность  выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления). Данное условие в принципе считается соблюденным в любом случае издания правового акта, ибо на них распространяется презумпция действительности (правильности). Правовой акт приобретает юридическую силу с момента его издания или опубликования, если особо не оговорен иной порядок приведения его в действие.

     2. Важнейшим условием юридической  силы правового акта является  его соответствие установленным  требованиям, предъявляемым как  к его юридическому содержанию, так и к порядку его принятия (издания). Сущность этих требованием заключается в обеспечении законности правовых актов управления.

       Правовой акт управления должен отвечать следующим основным требованиям:

     а) соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

     б) основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

     в) учитывать правовые акты вышестоящих  исполнительных органов;

     г) издаваться полномочным органом  исполнительной власти (должностным  лицом), т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

     д) издаваться с соблюдением установленной  для него формы и процедуры  подготовки, принятия и издания;

     е) быть юридически обоснованным, так как его содержание составляют волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

     ж) акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

     з) акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством  права и законные интересы граждан  и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

     3. Несоблюдение установленных требований  к юридическому содержанию и  к порядку издания правовых  актов дает основания для признания  их недействительными.

     Наиболее  существенно признание акта недействительным по различным обстоятельствам негативного характера. Действующее законодательство РФ, а также соответствующие административно-правовые нормы предусматривают, что такого рода утрата правовыми актами управления юридической силы возможна лишь в одном случае, а именно – когда данный акт отменяется в установленном порядке.

     Отмена  правового акта управления в любом  варианте означает, что он перестает  порождать те юридические последствия, ради достижения которых он был издан. Отмена правовых актов является результатом  оспаривания их юридического содержания.

     Варианты  оспаривания правовых актов управления:

     1) Опротестование. Наиболее известно  принесение протестов на акты  исполнительных органов (должностных  лиц) органами прокуратуры.

     2) Обжалование. Конституция РФ (ч. 2 ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов (должностных лиц).

     Существуют  случаи приостановления действия и  исполнения правовых актов управления следующие:

     1) Президент РФ вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным органам законам (ст. 85 Конституции РФ).

     2) Правительство РФ вносит предложения  Президенту РФ о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

     3) Принесение протеста прокурора  на постановление о наложении  административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста.

     Вопрос 6. Понятие и виды юридической  ответственности. Особенности административной ответственности. Административное правонарушение и его состав. 
 

     Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

     Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяют его  как:

     «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

     В определении административного  правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

     Действие  – это активная форма поведения  правонарушителя, непосредственно  связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

     Бездействие – это пассивная форма поведения  правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований.

     Для административного правонарушения характерны следующие признаки, установленные  Кодексом об административных правонарушениях:

     - противоправность – заключается  в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.

     - виновность – является необходимым  условием для признания противоправного  деяния, совершенного физическим  или юридическим лицом, административным правонарушением;

     - наказуемость – административным  правонарушением признается только  то деяние, за которое законодательством  установлена административная ответственность;

     - всякое административное правонарушение  посягает на установленный государством правопорядок, нарушает интересы государства или личности. 

     Под составом административного правонарушения следует понимать установленную  правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается правонарушением.

     Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака:

     - объект;

     - объективная сторона;

     - субъект;

     - субъективная сторона.

     Объектом правонарушения является те общественные отношения, которые охраняются административным правом. В соответствии с объектом административные правонарушения группируются в главы в особенной части Кодекса об административных правонарушениях.

     Объективная сторона правонарушения – это  время, место, способ, характер совершенного деяния, наступление вредных последствий, с которыми законодатель зачастую связывает наличие административного правонарушения.

     Субъектами  административного правонарушения могут быть как физические, так  и юридические лица. Физическое лицо признается субъектом административного правонарушения, если к моменту совершения правонарушения оно было вменяемо и достигло возраста 16 лет. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Субъективная  сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Его основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности. Ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях приводит определение двух форм вины.

     Административное  правонарушение признается совершенным  умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и  желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

     Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло предвидеть. 
 
 

     Вопрос 7. Понятие и виды административных наказаний. Наложение административного наказания. 
 

     Административные  наказания являются одним из видов  административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях  предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

     Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности за административное правонарушение.

     Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за  пределы РФ иностранного гражданина  или лица без гражданства;

     8) дисквалификация.

     В отношении юридического лица могут  применяться только первые четыре вида административных наказаний.

     Административные  наказания, перечисленные в п. 3-8 названной выше статьи, устанавливаются  только КоАП. 

     Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Информация о работе Понятие и принципы административного права