Понятие и юридический состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Административное право.docx

— 30.08 Кб (Скачать документ)

Каждая форма вины имеет  важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т. д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т. п. - ст. 5.14 КоАП); заведомо ложный вызов специализированных служб (полиции, скорой медицинской помощи, пожарной службы - ст. 19.13 КоАП).

В большинстве случаев  умышленную форму вины можно установить лишь на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения, и прежде всего его объективной  стороны. Так, об умышленной вине может  свидетельствовать характер совершения проступка, например: сокрытие больными венерическим заболеванием источника  заражения; самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки; грубое нарушение правил охоты и другие конкретные особенности  действия или бездействия, предусмотренные  КоАП. При этом умышленная вина может  служить основанием для применения к правонарушителю более строгого наказания.

Содержание умышленной вины определяется характером административного  правонарушения, состав которого может  быть формальным или материальным. Формальный признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления  в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения  того или иного правила, например нарушение санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водоиспользования, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства. Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержанием осознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправности совершенного им действия или бездействия, что для правоприменителя, а также большинства граждан обычно является вполне очевидным. Таким образом, в подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава.

Материальный состав административного  правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия  обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или  материального ущерба). В этой связи  умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления  вредных последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок  может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в  двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в  том, что лицо предвидит возможность  наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая  на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при  сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность состоит в  непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с  правонарушением, совершенным умышленно. Так, ряд статей КоАП допускает обе  формы вины, и, естественно, совершение правонарушения по неосторожности может  служить основанием для назначения менее строгого наказания в пределах, установленных санкцией конкретной правовой нормы. Например, такие административные правонарушения, как умышленная порча  паспорта или утрата его по небрежности (ст. 19.16 КоАП), в зависимости от формы  вины повлекут и различные по тяжести  административные наказания.

При неосторожной вине в  форме легкомыслия нарушитель не допускает вредных последствий  своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными  явлениями. При этом он рассчитывает на свои силы, знания, опыт и другие возможные обстоятельства. И если вредные последствия все же наступают, нарушитель несет ответственность  за свою самонадеянность.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления  вредных последствий, хотя, проявив  внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть. Здесь правоприменителю важно выяснить, учитывая объективные условия, в которых находился нарушитель, должен ли и мог ли он предвидеть наступление вредных (опасных) последствий своих действий или бездействия. Когда выясняется, что лицо не должно было предвидеть наступившие последствия, становится очевидным отсутствие его вины и тем самым отпадает основание его административной ответственности. При решении вопроса о том, могло ли лицо предвидеть наступление вредных последствий, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности нарушителя (жизненный опыт, профессию, стаж работы, навыки, состояние здоровья и т.д.).

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса или случая, при  котором административная ответственность  лица не наступает. Суть дела здесь  состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно  опасные (вредные) последствия своих  действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.

Субъективную сторону  наряду с умыслом и неосторожностью  могут характеризовать мотив  и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, КоАП предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если это доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП). Во всех названных случаях цель выступает в качестве конститутивного признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и юридический состав административного правонарушения