Подходы используемые при исследовании административных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 12:43, реферат

Описание

Целью исследования является - необходимость раскрыть сущность основных подходов к исследованию.
Задачами исследования являются: рассмотреть понятия используемые при изучении систем управления; определить методологию исследования систем управления.

Содержание

Введение 2
1. Основные подходы к исследованию систем управления… 3
1.1 Диалектический подход к исследованию систем управления 3
1.2 Процессный подход к исследованию систем управления 6
1.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления 8
1.4 Функциональный подход к исследованию систем управления 11
1.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления 12
1.6 Системный подход к исследованию систем управления 15
1.7 Комплексный подход к исследованию систем управления 17
Заключение 19
Список использованных источников. 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 44.24 Кб (Скачать документ)

                                        Содержание 
 

Введение                                                                                                             2

1. Основные подходы к исследованию систем управления…                         3

1.1 Диалектический подход к исследованию систем управления                   3

1.2 Процессный подход к исследованию систем управления                        6

1.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления                     8

1.4 Функциональный подход к исследованию систем управления                 11

1.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления                      12

1.6 Системный подход к исследованию систем управления                          15

1.7 Комплексный подход к исследованию систем управления                           17

Заключение                                                                                                                     19

Список  использованных источников.                                                                            22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Введение 

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной. Практической значимостью работы является необходимость сформулировать основные подходы к исследованию систем управления организации.

Целью исследования является - необходимость раскрыть сущность основных подходов к исследованию.

Задачами  исследования являются: рассмотреть  понятия используемые при изучении систем управления; определить методологию  исследования систем управления.

Предметом исследования являются - основные подходы к исследованию систем управлении. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные подходы к исследованию систем управления

1.1 Диалектический подход к исследованию систем управления 

 Методология  исследования - это совокупность  целей и исходных идей, путей,  средств и методов изучения  явлений. подхода к исследованию  оказывает самое существенное  влияние на процесс его проведения  и результативность, так как от  этого во многом зависит направленность  всех исследовательских работ.  Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные  объекты, взаимодействующие с  внешней средой, поэтому одним  из наиболее приемлемых подходов  их исследования является диалектический. Данный подход происходит из  сущности диалектики, которая представляет  собой учение о всеобщих связях  явлений и наиболее общих закономерностях  развития бытия и мышления. Базовым  законом этого учения выступает  закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом  - принцип всеобщих связей явлений.  Это значит, что для изучения  какого-либо предмета необходимо  рассмотреть все его стороны  и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит  периодически повторяющиеся ступени,  но каждый раз на более высоком  уровне и все это осуществляется  по спирали.22 Макашева З.М. Исследование  систем управления. М., КНОРУС, 2008. - С.42 Спиралеобразное движение обеспечивает  постоянное накопление знаний  и достижение с течением времени  новых уровней развития. Помимо  закона единства и борьбы противоположностей  диалектики в ходе познания  следует руководствоваться такими  законами, как переход количества  в качество, отрицание отрицания,  реализуя при исследовании принципы  восхождения от абстрактного  к конкретному, единства анализа  и синтеза, логического и исторического,  выявления в объекте разнокачественных  связей и их взаимодействия. Рассматриваемый  подход предопределяет необходимость  использования соответствующих  принципов. Принципы являются  средством конкретизации подхода.  Они, отражая практику успешного  исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены на рисунке Б1.11 Роберт М. Энциклопедия современного управления. М., ВИПКэнерго, 1992. - Т. 1-5. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, много вариантности. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением выше названного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок. Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций. В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на рисунке В1.Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Процессный подход к исследованию систем управления 

 Процесс  - последовательная смена состояний  в развитии чего-нибудь; развитие  какого-либо явления  подход  известен применительно к управлению  в целом. Он рассматривает управленческую  деятельность как непрерывное  выполнение комплекса определенных  взаимосвязанных между собой  видов деятельности и общих  функций управления (прогнозирование  и планирование, организация и  т.д.). Причем выполнение каждой  работы общих функций управления  здесь также рассматриваются  в виде процесса, т.е. как совокупность  взаимосвязанных непрерывно выполняемых  действий, преобразующих некоторые  входы ресурсов, информации и  т.п. в соответствующие выходы, результаты. Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)  Входы Выходы (результаты  (информация и пр.) преобразования входов,Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ. Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельнный.

Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:

- непрерывности  взаимосвязанного проведения исследовательских  работ;

- получении  синергетического исследовательского  результата;

- более  полном выполнении требований  к проведению исследований;

- постоянном  улучшении процессов, основанных  на объективных результатах исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления 

В настоящее  время для ряда целей исследования систем управления, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться  по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с  внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений  может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность  проведения исследований систем управления.  В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследованию систем управления. Ситуационный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к  системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые  результаты его функционирования, а  цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.11 Мухин В.И. Исследование систем управления. М., «Экзамен». 2006. - С.65 сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.11 Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систем управления в рассматриваемый момент времени В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования систем управления в конкретных условиях и обстоятельствах. В реализации ситуационного подхода важно представление исследователя о рассматриваемой проблеме или задаче и соответствующих решениях. В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход. Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях:11 Ременников В.Б Разработка управленческих решений. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - С.46

1. Если  сравнительно часто повторяются  типовые ситуации, требующие проведения  однотипных исследовательских работ  и этапов изучения систем управления, когда заранее вырабатываются  стандартные исследовательские  процедуры, выводы и решения.  Это позволяет не тратить много  временных, трудовых и материальных  ресурсов на разработку методик  и проведение исследования, достаточно  лишь идентифицировать реальную  исследовательскою управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда  возникают ситуации, отличающиеся  от типовых и не имеющие  стандартных готовых исследовательских  процедур разрешения. Для данного  варианта возможно следующее: 

- при  отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью  имеющейся информации, можно использовать  специально разрабатываемые советующие  компьютерные программой с нечеткой  логикой; выполнение таких «советов»  позволит сделать исследовательские  выводы и принять оптимальное  решение, но только с определенной  вероятностью;

- при  полном отклонении от типовой  ситуации и отсутствии информации  для принятия исследовательских  выводов следует использовать  методы ситуационного анализа  (например, факторного, балансового), что  не исключает применение аналитических  компьютерных программ.

 При  использовании ситуационного подхода  объектами исследования могут  быть методы и стиль управления, стратегия развития организации,  внутренняя и внешняя среда  организации, подсистема управления  качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций  объектом исследования может  быть и систем управления в  целом. Ситуационный подход к  исследованию систем управления  развивается вместе с наукой11 Наука - это сфера человеческой  деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Подходы используемые при исследовании административных систем