Основы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание

Конфедерация — добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Содержание

Чем отличается федерация от конфедерации?............................................. 3
Основные положения семейного права………………………….………… 12
Практическая ситуация…………………………………………………….. 16
Список литературы……………………………………………………….…. 19

Работа состоит из  1 файл

Основы права.docx

— 44.07 Кб (Скачать документ)

Содержание.

  1. Чем отличается федерация от конфедерации?............................................. 3
  2. Основные положения семейного права………………………….………… 12
  3. Практическая  ситуация…………………………………………………….. 16
  4. Список литературы……………………………………………………….…. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Чем отличается федерация  от конфедерации?

Конфедерация — добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

 Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Особенности конфедерации.

Конфедерация — самая  редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном  устройстве будет слабой: центральный  орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над  гражданами государства и действует  только через субъекты, решения так  называемых органов совместного  управления, не обладают силой прямого  действия. Такие решения могут  вступить в силу только после утверждения  центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет  единого высшего законодательного органа, также как и единого  гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти  из состава конфедерации, то есть расторгнуть  конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Основные признаки федеративного  государства.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются  две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право  принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации  не имеет права выхода из состава  федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных  отношений. Субъекты федерации могут  иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими  или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или  федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует  отличать от конфедерации, которая  является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех  или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
  • Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может  «замаскировать» себя под федерацию  путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности  насильно присоединённым провинциям и  объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют:

  • Симметричные
  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая  Республика Эфиопия, Соединённые Штаты  Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формировании территориальных  федераций используется территориальный  географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования  федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации  возникают на базе ранее существовавшего  единого государства. Вопреки распространенному  заблуждению, в конституциях таких  государств, как правило, прописан принцип  территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют  права свободного выхода из состава  государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации  возникают в результате объединения  ранее независимых государств в  одно, для чего подписывается договор  об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия  входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава  федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Индия)
  • децентрализованные (Швейцария, США)

 «Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право  сецессии. Предполагается, что таковой  станет в будущем Союз России и  Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут  сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально  «мягкой федерацией» был Советский  Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации  имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Социалистических Республик) также будет «мягкой федерацией».

Конфедерации. История.

История знает примеры  конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так  и почти чисто формальными  полномочиями. Так на раннем этапе  формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей  конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные  дружественные союзы с целью  совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они  соединяются друг с другом, чтобы  оказывать взаимную помощь против любых  чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого  из них по отдельности, под предлогом  религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в  конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный  характер, а некоторые штаты сохраняли  полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации»  подверглись критике со стороны  «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования  конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских  кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию  и преобразовала её в унитарную  Гельветическую Республику, унитарное  устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции  пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации  Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

Интересно, что некоторые  исследователи разграничивают понятия  конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое  толкование понятия конфедерация, приводя  в качестве примеров существование  известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

Информация о работе Основы права