Органы управления федеральным имуществом и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание

Государство как публично-правовая организация, существующая в интересах людей, его населяющих, не может осуществлять свою деятельность без материальных основ. Любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения тех публичных задач и функций, ради которых оно существует. Одним из видов таких ресурсов выступают объекты государственной собственности.

Содержание

Введение
1 Объекты государственной собственности
2. Административно-правовой статус органов управления
федеральным имуществом
3. Принципы и методы управления государственным имуществом
4. Проблемы управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Дальневосточный юридический факультет

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административно-правовая организация
управления собственностью» на тему:
Органы управления федеральным имуществом и их компетенция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:         студент 5 курса группы
                            Юз-71, № з/к 070430853
                  Ворбун Вячеслав Викторович
Специальность:             юриспруденция
Домашний адрес:  682429, Хабаровский
                                 край, пос. Де-Кастри,
                               ул. Рабочая, д. 3а, кв. 5

Преподаватель:        

 

 

 

 

 

 

Хабаровск
2012


Вариант № 3.

Тема: Органы управления федеральным имуществом и их компетенция.

 

ПЛАН.

Введение

1 Объекты государственной собственности

2. Административно-правовой статус органов управления
федеральным имуществом

3. Принципы и методы управления государственным имуществом

4. Проблемы управления государственной собственностью

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Государство как публично-правовая организация, существующая в интересах людей, его населяющих, не может осуществлять свою деятельность без материальных основ. Любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения тех публичных задач и функций, ради которых оно существует. Одним из видов таких ресурсов выступают объекты государственной собственности.

1.623.441 объектов учтено в реестре федерального имущества, 1.007.930.198 гектаров земли зарегистрировано в собственности Российской Федерации, 2.835 акционерных обществ с государственным участием находится в управлении Росимущества.[1]

Широкий объем государственных функций предопределяет и значительный круг имущественных объектов, которые государство должно иметь в своей собственности.

Сегодня становится все более очевидным, что произошедшая в конце прошлого столетия приватизация государственного имущества определялась зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге, привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб.

Несмотря на «внушительные» цифры находящейся у государства собственности, деятельность предприятий зачастую неэффективна, а механизм административного управления ею требует кардинального реформирования. В настоящее время сложилась ситуация, когда из-за отсутствия четких критериев необходимости административно-правового регулирования создания и функционирования принадлежащей государству собственности существующее количество федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, объектов недвижимости и долей государства в акционерных обществах не в полной мере соответствуют его потребностям и возможностям. В результате государство зачастую не в состоянии эффективно управлять и осуществлять действенный административный контроль за принадлежащей ему собственностью.

Одним из обстоятельств, способствующих этому, является недостаточно качественное административно-правовое регулирование организационно-правовых форм государственного имущества. Исходя из положений действующего законодательства, деятельность таких государственных организаций, как государственные учреждения, государственные унитарные предприятия все еще недостаточно эффективна, поскольку отсутствует действенный административный контроль за деятельностью управляющего звена.

Не может не вызывать нареканий и отсутствие в нашей стране современной нормативно отрегулированной административной системы учета государственного имущества. Действующие в настоящее время отдельные акты, принятые еще в девяностых годах, фактически создают ситуацию, когда органы исполнительной власти, в ведении которых находится государственная собственность, не имеют полного представления ни о ее количественном и качественном составе, ни о ее стоимости.

Все это, в конечном итоге, сказывается на снижении уровня производства и доходов бюджета, вызывает серьезные социальные конфликты. Отсюда следует, что проведение реформы административного управления государственной собственностью и повышение эффективности функционирования системы ее административно-правового регулирования является важной и актуальной социальной, экономической задачей.

 

1 Объекты государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с гражданским законодательством.[2]

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.[3]

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов РФ, муниципальной осуществляется в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».[4]

Законодатель определяет объекты государственной собственности, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

  1. объекты, составляющие основу национального богатства страны:

   ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;

   охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

   объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения;

  1. объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

   государственная казна (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка; золотой запас, алмазный и валютный фонды);

   имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;

   высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики РФ, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров;

   предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;

   предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;

   предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;

   государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;

   предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел РФ;

  1. объекты оборонного производства:

   все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов;

   защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период;

  1. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

   предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья;

   предприятия топливно-энергетического комплекса;

   предприятия и объекты электроэнергетики;

   предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации;

   федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;

   предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры;

   государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии;

  1. прочие объекты:

   предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;

   предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.[5]

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ:

             предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на республиканском (РФ) или местных рынках товаров (работ, услуг);

             крупнейшие предприятия народного хозяйства;

             предприятия атомного и энергетического машиностроения;

             предприятия рыбопромысловой промышленности;

             зверосовхозы;

             государственные санаторно-курортные учреждения, объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации;

             учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, (не входящие в составе имущества предприятий);

             научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения;

             предприятия автомобильного транспорта (за исключением, относящихся к муниципальной собственности);

             предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;

             предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации;

             средние специальные и профессиональные учебные заведения;

             предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций;

             оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение;

             предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.[6]

 

2. Административно-правовой статус
органов управления федеральным имуществом

Одним из основных элементов рассматриваемых правоотношений является система органов, осуществляющих административное управление государственной собственностью, которая предполагает их тесное взаимодействие в направлении достижения целей регулирования этого института. Однако до настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Информация о работе Органы управления федеральным имуществом и их компетенция