Контрольная работа по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание

Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых во многом зависит состав цен­тральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.
Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоско­стях. Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых, избира­тельная система представляет собой способ выведения итогов голосования и подсчета результатов

Содержание

Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды……………………………………………………………………….3
2. Конституционные основы деятельности законодательных
(представительных) органов в зарубежных странах (Франция, Бразилия)..9
Список используемой литературы………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

вариант 11.doc

— 354.14 Кб (Скачать документ)


                                                               Содержание

1.                 Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах:         понятие  и виды……………………………………………………………………….3

2.                 Конституционные основы деятельности законодательных

(представительных) органов в зарубежных странах (Франция, Бразилия)..9

Список используемой литературы………………………………………….23

1

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах. Понятие и виды

Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные системы, от характера которых во многом зависит состав цен­тральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.

Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоско­стях. Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых, избира­тельная система представляет собой способ выведения итогов голосования и подсчета результатов[1].

Термин избирательная система» используется в литературе в двух значе­ниях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общест­венные отношения, составляющие порядок выборов органов публичной власти. В основе своей эта система регулируется конституционным правом, но не сво­дится только к конституционным правоотношениям. Она регулируется и непра­вовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, уча­ствующих в выборах (прежде всего уставами и другими документами политиче­ских партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и др. На практике существуют также связанные с выборами общественные отно­шения, которые вообще никакими нормами не регулируются и складываются каждый раз по-разному, но они в избирательную систему не входят.

Чаще, однако, термин «избирательная система» употребляется в узком смысле - как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Таким образом, избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе.

Для определения результатов голосования используются специальные из­бирательные системы, т.е. установленный законом или другим нормативным ак­том способ определения результатов голосования и порядок распределения ман­датов между партиями. Традиционными и наиболее распространенными избира­тельными системами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная).

Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных стра­нах встречается смешанная система. Большинство стран используют и ту и дру­гую системы в зависимости от вида выборов.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей изби­рательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты рас­пределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном ор­гане в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата свя­зи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему[2].

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий. Вероятно, система получила свое первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье, члена Первого Интернационала Виктора Консидеранта, опубликованной в 1892 году. Практическая реализация стала делом математиков и поэтому раз­ные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году.

Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представи­тельном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голо­сов избирателей.

Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте прочно­го абсолютного большинства, а такой ситуации пропорциональная система бла­гоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритар­ных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительно­го соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. Пропор­циональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и по­правками, дает относительно верное отражение в представительном органе дей­ствительного соотношения политических сил. При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депута­тов, чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма. В идеальном случае вся страна превращается в единый избиратель­ный округ.

Распределение депутатских мест по пропорциональной системе осуществ­ляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после под­счета общего количества поданных и признанных действительными голосов пу­тем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на дан­ный избирательный округ. Например, если в округе подано 100 тысяч голосов (для простоты вычисления цифры округлены) и подлежит замещению 4 депу­татских места, то избирательная квота (метр) будет равна 25 тысячам (100 : 4). При способе единого числа законом заранее устанавливается единое для всех округов число голосов, необходимое для избрания одного депутата вне зависи­мости от количества голосов, поданных в избирательных округах.

После определения избирательной квоты каждый партийный список полу­чает столько мандатов, сколько таких квот укладывается в собранном им коли­честве голосов. Например, в избирательном округе (со 100 тысячами избирате­лей) за 4 депутатских места боролись 3 политические партии (А, Б, В). После подсчета голосов результаты оказались следующие: за список партии А прого­лосовало 55 тысяч человек, Б - 30 тысяч, В - 15 тысяч. Избирательная квота - 25 тысяч. Следовательно, мандаты распределяются следующим образом: партия А получает 2 мандата (55 : 25 = 2.5 тысяч голосов остаток), партия Б получает 1 мандат (30 : 25 = 1. Остаток 5 тысяч голосов), партия В не получает пока ни од­ного мандата, так как ее список не получил избирательной квоты, за нее прого­лосовало всего 15 тысяч избирателей. Но в соответствии с избирательной квотой распределено 3 места из 4, одно место не укладывается в квоту. В данном случае вступает в действие система наибольшего остатка, т. е. одно место должна полу­чить партия, имеющая наибольшее количество «неиспользованных» голосов из­бирателей. В нашем примере это партия В (15 тысяч), которая и получает чет­вертый мандат. Но это уже серьезное искажение пропорциональной системы, так как вес мандатов неодинаков (25 тысяч и 15 тысяч). В некоторых странах применяются определенные разновидности распределения оставшихся в избира­тельном округе мандатов на основании установленной квоты[3].

Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударствен­ном масштабе. В целом ряде стран (Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распределяемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного определения из­бирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математика - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, де­лят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу спи­сков (в нашем примере до 3).

Пример:

Партия А - 55 тысяч

Партия Б - 30 тысяч

    Партия В -15 тысяч

                55 : 1 = 55

                 30 : 1 = 30

15:1 = 15

55:2 = 27,5

                 30 : 2 = 15

                15 : 2 = 7,5

          55 :3 = 18

          30:3 = 10

                  15 : 3 = 5


 

Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу за­мещаемых мандатов (в нашем случае 18 тысяч), является общим делителем. Ка­ждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 мандата, партия Б - 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, дающие более или менее приближенный к пропорциональному соотношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т.д.

Особая разновидность пропорциональной системы, применяемая в прак­тике многих стран, - система голосования по преференциям. Это означает, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т.д.), т.е. кого бы он хотел видеть избранным сле­дующим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропорциональной системы яв­ляется панаширование, т. е. одновременное голосование за кандидатов из раз­личных списков (Швейцария). Панаширование значительно искажает пропор­циональную систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбор между личными качествами канди­датов, вне зависимости от их партийной принадлежности. Как правило, панаши­рование используют избиратели, безразличные к характеру борьбы политиче­ских партий.

Также редко встречающейся разновидностью пропорциональной системы является система «единого передаваемого голоса» (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преферен­циям, и кандидат, набравший достаточное количество голосов по первым пре­ференциям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но оказав­шиеся излишними голоса передаются кандидату, который получил наибольшее после него количество отметок о преференции.

Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной системе голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы «по цепочке» от одного кандидата к друго­му. В данном случае такая система создает условия для искусственного образо­вания необходимой избирательной квоты.

Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Сканди­навских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т.д.

В некоторых странах наряду с применением пропорциональной системы действует законодательно установленный «заградительный пункт» или оговор­ка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распреде­лении мандатов является получение ею не менее определенного процента голо­сов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определен­ный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Дании, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении мандатов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная «заградительная» оговорка) или по­бедить не менее чем в трех одномандатных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную из­бирательную систему.

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"