Контрольная работа по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 01:52, контрольная работа

Описание

Административно-правовые средства борьбы с коррупцией
Задача №2
В Благодарненском районе Ставропольского края 20.06.05 г. во время несения службы инспектор ДПС Савенко Ю.А, остановил «шестерку», принадлежащую гражданину «Н» и без каких-либо объяснений забрал у водителя свидетельство о регистрации и водительские права.
На письменную жалобу гражданина «Н» Савенко пояснил своему начальству, что водитель «Н» ещё в мае месяце на этом же месте не остановился на его законное требование

Содержание

Задача №1………………………………………………………………….2
Задача №2………………………………………………………………….11
Задача №3………………………………………………………………….13
Задача №4…………………………………………………………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………28

Работа состоит из  1 файл

административное право.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

             СОДЕРЖАНИЕ 

Задача  №1………………………………………………………………….2

Задача  №2………………………………………………………………….11

Задача  №3………………………………………………………………….13

Задача  №4…………………………………………………………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задача  №1

      Административно-правовые средства борьбы с коррупцией

    Сложность проблемы коррупции вызывает объективную  необходимость обращения к правовой и деликтологической характеристике коррупции в системе государственной  службы. Уголовный кодекс России, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержат самостоятельного состава соответственно преступления и административного правонарушения в виде коррупции. Поэтому коррупцию следует рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих ряд должностных злоупотреблений, обладающих общими признаками. Коррупционное поведение может фиксироваться при нарушении административного, финансового, гражданского, трудового, экологического законодательства и др. Например, коррупция может иметь место при невыполнении условий гражданского договора, нарушении законодательства об экологической экспертизе. Так, к коррупционному правонарушению можно отнести составы административных правонарушений, предусмотренные ст. ст. 13.14, 15.21 КоАП РФ.

    Коррупция в переводе с латинского corruptio означает подкуп, порча, упадок.1

    Анализ  правовой характеристики коррупции  позволил прийти к выводу о том, что  термин "коррупция", несмотря на его  многозначность, в отечественном  законодательстве конца XIX - начала XX вв. не использовался. Нет определения коррупции и в действующем российском законодательстве. Однако, как уже отмечалось, без упоминания о коррупции не обходится практически ни один официальный документ, характеризующий положение дел в области борьбы с преступностью, а также ни один официальный документ, посвященный вопросам реформирования системы управления.

    В советский период нашей истории  существование такого явления, как  коррупция в государственном  аппарате, официально не признавалось. Впервые о коррупции как проблеме, реально угрожающей безопасности государства, заговорили в 80-е годы XX в., а в 1992 г. Президентом России был утвержден Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"2.

    Названный Указ определил коррупцию в системе государственной службы как проблему, которая требует оперативного реагирования. Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" в тот период содержал комплекс административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ. Необходимо сказать, что предписания Указа несли серьезный антикоррупционный потенциал. Но они так и не нашли применения в основном по причине того, что в тот период отсутствовал административно-правовой механизм их реализации и контроля. Недостатком названного Указа явилось то, что он не давал определение коррупции. Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» регулировал государственно-служебные отношения, в частности определял административные запреты, обусловленные режимом государственной службы.

    Как отмечает Э.Н. Ожиганов, коррупцию легче разузнать, чем определить3. Кроме того, некоторые ученые отмечают, что дать четкое определение коррупции, которое было бы общепринятым, нельзя в принципе. Среди причин этого называют, прежде всего, культурные отличия разных обществ. В одном обществе различного рода явления воспринимаются как коррупция, в другом не только допускаются, но даже и ожидаются в соответствии с практикой данной культуры.

    Для создания современных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции необходимо совершенствовать законодательство. Как показывает опыт законотворческой работы, государство  пока не хочет эффективно противостоять  коррупции в системе государственной службы. Постоянно блокируются новыми законопроектами, по сути, уже готовые законы: "Основы антикоррупционной политики РФ", "Об административном судопроизводстве", "Об административных процедурах" и др. В. Путин в свое время отмечал, что необходимо наладить постоянную и системную антикоррупционную экспертизу законодательства. Как в уже действующих законах, так и на стадии подготовки следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции. Надо избавить правовое поле от пустых деклараций, от норм двойного толкования и внутренних противоречий. В законах должны оставаться только ясные и реалистичные требования, а также быть прописаны четкие механизмы их применения.

    Таким образом, в качестве одного из приоритетных направлений реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ целесообразно определить механизм выявления коррупционных угроз в механизме реализации социально-экономических программ. Для этого необходимо создать институт предварительной экспертизы социально-экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также законодательно закрепить институт антикоррупционного мониторинга.

    В Российской Федерации на протяжении ряда лет осуществлялась административная реформа и реформа государственной службы. Как следует из содержания программных документов, целью проводимых реформ является создание эффективной системы исполнительной власти, развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, а также решение целого ряда социально-экономических проблем.

    Необходимо  сказать, что импульсом развития административно-правовых средств  предупреждения и пресечения коррупции  в системе государственной службы могут являться предписания Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности"4, а также Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. "О мерах по противодействию коррупции"5.

    Опыт  развития института государственной  службы позволяет говорить о том, что государственная служба всегда вносила важный вклад в развитие государства, а также способствовала обеспечению правопорядка в различных  сферах жизнедеятельности. Коррупция не позволяет выполнять названные и ряд других функций государственной службы.

    Не  вызывает сомнений тот факт, что  коррупция в системе государственной  службы представляет повышенную опасность  для общества и государства. В  результате коррупции происходит снижение доверия граждан к государственной власти.

    Сформировать  механизм максимально полной открытости, публичности и прозрачности для  общественного контроля управленческих действий, непосредственно затрагивающих  права и законные интересы физических и юридических лиц. Данные положения в какой-то степени могут выступать в роли гарантий от административного произвола и коррупции, а также способствовать рационализации работы государственного аппарата. Кроме того, закрепление и реализация данных положений могут способствовать предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

    Так, в целях предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной  службы необходимо формирование административно-правового механизма, который позволил бы обеспечить информационную прозрачность процесса принятия общественно значимых решений. В этой связи было бы вполне оправданно создание способов общественного влияния на институты государственной власти. Как отметил Г. Греф, "в борьбе с коррупцией важнейшим и одним из самых эффективных инструментов является общественное телевидение. Средства массовой информации должны быть допущены во все уголки, во все самые сокровенные процессы деятельности государственных служащих"6. По мнению И. Юргенса, существует четыре главных инструмента. Во-первых, демократическая двухпартийная система, во-вторых, свободная пресса, в-третьих, развитое гражданское общество и - четвертое - воспитание граждан в духе нулевой терпимости к коррупции7.

    Для формирования административно-правовых механизмов участия гражданского общества в деле борьбы с коррупцией в системе  государственной службы уже сделаны  определенные шаги. Так, принят Федеральный  закон от 4 апреля 2005 г. "Об общественной палате Российской Федерации"8. Общественная палата, как следует из Закона, вправе заниматься экспертизой проектов нормативных правовых актов, осуществлять в соответствии с законом общественный контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 2) и др. В этом смысле Общественная палата может отчасти способствовать предупреждению коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Кроме этого, формированию режима открытости государственной власти могут способствовать предписания Федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г.9, "О персональных данных" от 27 июля 2006 г.10. Исследование показывает, что государства, в которых сформирован механизм информационной открытости государственной службы, по данным Всемирной организации "Transparency International Russia", являются менее коррумпированными.

    Среди не терпящих отлагательства вопросов, связанных с предупреждением и пресечением коррупции в системе государственной службы, необходимо: проведение на всей территории РФ государственной политики по предупреждению и пресечению коррупции; организация государственного антикоррупционного мониторинга законодательства; формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ борьбы с коррупцией. Кроме того, следует поддержать точку зрения на то, что антикоррупционная политика должна быть встроена в механизмы реализации социально-экономических реформ.

    Для совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной  службы Российской Федерации целесообразно  закрепить положение о том, что  государственному служащему должно быть запрещено заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем (псевдонимом), а также с использованием подставных лиц. Данные сделки в соответствии с законом должны признаваться судом недействительными, а служащий - привлекаться к дисциплинарной ответственности. В ходе реализации Концепции административной реформы необходимо произвести оптимизацию функций органов исполнительной власти, а также принять закон о противодействии коррупции.

    В настоящее время общество и государство толерантно относятся к использованию служебного положения. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что в настоящее время отсутствуют законодательно закрепленные правила надлежащего служебного поведения. Законодательство не содержит четких предписаний относительно того, какое служебное поведение обеспечивает добросовестное исполнение должностных обязанностей, а какие действия опасны и ведут к коррупции. Законодательство предусматривает ответственность лишь за уже совершенные правонарушения. Законодатель упускает возможность административно-правового регулирования профилактики недобросовестного служебного поведения и коррупции. Профилактика коррупции предполагает формирование на государственной службе отношения нетерпимости к коррупции, а также ненадлежащему служебному поведению. В служебных отношениях государственные служащие должны осуждать действия, которые могут привести к коррупции. Данные действия должны быть осуждены не только устно, но и посредством предписаний закона. Ведущие к коррупции действия должны предупреждаться возможностью применения дисциплинарных взысканий за их совершение. Реализация предписаний Кодекса поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации может способствовать снижению уровня терпимости к коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

    Для эффективной реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной  службы Российской Федерации наряду с правовыми и организационными мерами необходимо осуществлять комплекс мероприятий образовательного толка. Необходимо повышать уровень правовой культуры и формировать доступные и эффективные административно-правовые средства защиты прав граждан и юридических лиц в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственных служащих. Для борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации нужно изменить отношение людей к коррупции как форме решения их повседневных проблем.

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"