Контроль в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Проводимые  в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально  – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.

  Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.

  Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

  Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.

  Таким образом, тема моей курсовой работы представляется достаточно актуальной для современной России.

  Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм, видов, а также субъектов, осуществляющих контроль. 
 
 
 
 
 

2. Контроль в государственном управлении

     Самое общее определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова[1].

  Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер. Например, контроль за расходами включает в себя регулярное наблюдение за цифровыми данными о расходах, сравнение их с бюджетом, сметой или другими документами и принятие решений о сокращении или увеличении расходов, если такое расхождение будет признано наносящим вред предприятию. Другой пример. Вряд ли какая-либо организация сможет функционировать без контроля более или менее продолжительное время: работники будут все делать по-своему (возможно, с наилучшими намерениями), и организация распадется на мелкие фрагменты, что сделает координацию деятельности невозможной. Контроль, таким образом, можно рассматривать как центральный компонент управления.

  Контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление отрицательных отклонений от требуемого поведения и деятельности, соблюдение законности и дисциплины; оказывает положительное влияние на деятельность как объекта контроля, так и субъекта управления.

      Государственное управление обладает специфическими качествами, позволяющими выделить его в особый вид менеджмента.

      Во-первых, основой государственного управления является властная сила. Управляющее воздействие опирается на государственную власть, законодательно подкрепляется и организационно обеспечивается ею. Система органов,  осуществляющих государственное управление. Их права и обязанности закрепляются текущим законодательством.

     Во-вторых, государственное управление распространяется на все общество при условии наличия  достаточного объема свободы и самостоятельности  в деятельности людей. Гарантией  права на самоорганизацию граждан являются органы местного самоуправления (муниципальные органы), не входящие в систему органов государственной власти. Муниципальные органы самостоятельно и под свою ответственность осуществляют решение вопросов местного значения.

     В-третьих, государственное управление отличают системность и коррелятивная связь с процессом, на которое направлено управляющее воздействие. Системность выражена в сочетании принципов координации, субординации в деятельности органов государственного управления. Органы государственного управления организованы в систему, существующую на основе принципов иерархичности, взаимного подчинения, межуровневого и внутриуровневого взаимодействия.

     Условие эффективного функционирования системы  субъектов государственного управления является точное исполнение норм права (законность) и соблюдение дисциплинарных требований. Законность и дисциплина взаимосвязаны: законность невозможна без соблюдения дисциплины.

     Для того, чтобы обеспечивать законность, необходимо пресекать и предупреждать нарушения закона, принимать меры к предупреждение способствующих правонарушениям условий, применять к правонарушителям меры воздействия. В этих целях система органов государственного управления должна подвергаться тщательному контролю.

     В российской интеллектуальной традиции свобода человека противопоставлена свободе общества, любой контроль несет в себе только ограничения, запреты, санкции и не имеет позитивного и созидательного компонента. Исторический опыт, напротив, свидетельствует об обратном. Свобода может быть достигнута не в противовес государству, но вместе с ним и при его помощи.

     Контроль  – составная часть управленческого  механизма право реализации, выраженная в направлении процесса управления по установленным идеальным моделям.

     Функциями государственного контроля являются получение необходимой информации о состоянии и деятельности подконтрольного объекта (мониторинг), коррекция( исправление нарушений законодательства и создание рекомендаций по совершенствованию деятельности подконтрольного объекта) и социальная превенция (разработка комплекса мер по предупреждению правонарушений в деятельности подконтрольного субъекта).

     Контроль  государственного управления осуществляется на принципах законности – точного и неуклонного соблюдения требований текущего законодательства;

     Согласованности – обеспечении строгого соблюдения законности каждым звеном системы управления;

     Координации – организации взаимодействия всех субъектов контроля для организации полноценной системы проверки;

     Субординации  – система контролирующих органов построена на принципах иерархичности и подчинения нижестоящего органа вышестоящему;

     Целеустремленности  – деятельность по контролю направлена на сохранение основ конституционного строя, защиту прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению гарантий функционирования органов государственной и муниципальной власти, экономическое развитие;

     Рациональности  – осуществлении контрольных полномочий путем наименьших материальных и организационных затрат;

     Эффективности – извлечений из решений и действий как подконтрольного, как и контролирующего субъектов максимально возможной пользы.  
 

3. Объекты контроля

     Управление  является наиболее широкой сферой жизнедеятельности. В ней осуществляется сложная  и многогранная деятельность государственных  и муниципальных органов власти, а также других субъектов управленческой деятельности по обеспечению законных интересов личности, общества и государства, охране прав и свобод человека и гражданина в различных сферах и отраслях управления. Объектами контрольной деятельности является качество управленческих решений и действий подконтрольного объекта, их соответствующие текущему законодательству, соблюдение установленных законодательством правил поведения.

     Объектами осуществления контрольных полномочий  (подконтрольными объектами), в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Особенностью контрольной деятельности является совпадение контролирующих субъектов и подконтрольных объектов.                   [2]

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственная власть в российской Федерации осуществляется законодательными, исполнительными  и судебными органами власти на основе разграничений полномочий и взаимоконтроля. Система органов государственной власти разделена по вертикали: возглавляют систему государственные органы управления Российской Федерацией, затем следуют органы государственного управления субъектов федерации, замыкают систему региональные органы управления. Для обеспечения взаимодействия между уровнями системы существует система сдержек и противовесов – механизм внутреннего и внешнего, специализированного и общего контроля их деятельности.                                                                                      [2]

     Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Функция муниципальных органов власти – организация граждан, проживающих на территории муниципального образования в целях самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления объединены в систему на основе принципа иерархичности.

     Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Граждане Российской Федерации, в соответствии со ст. 13 Конституции Российской Федерации, равны перед законом и самостоятельны. Общие механизм и условия создания, порядок и основания прекращения деятельности, правила функционирования общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ (в редакции от 12 марта 2003 года) «Об общественных объединениях».[3]  Деятельность отдельных видов общественных объединений регламентирована, например, Федеральным законом от 11 июля 2001 № 95-ФЗ (в редакции от 25 июля 2002 года) «О политических партиях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (в редакции от 25 июля 2002 года) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Виды государственного контроля 

     Множественность объектов, которые подвергаются государственному контролю, требуют соответствующего многообразия видов и форм, в которых  может осуществляться управляющее воздействие.

     Общий государственный контроль заключается  в систематической проверке соответствия решения и действий подконтрольного  объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствование практики разработки и принятия таких решений.

     Характерными  чертами общего контроля является то, что он охватывает всю деятельность подконтрольных органов; общий контроль осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю органами. Общий контроль осуществляют, например, Правительство российской Федерации и правительства (администрации) субъектов Федерации.

     Общий контроль выполняет функцию предупреждения правонарушений и служит основой для проведения специального контроля.

     Специальный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного  объекта. Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых органами, гражданами и их объединениями.

     Специальный контроль осуществляют органы, в содержание полномочий которых входит проверка определенного вида деятельности. Могут  быть выделены: финансовый контроль, валютно-экспортный контроль, контроль за состоянием правопорядка, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, мониторинг за состоянием окружающей среды, контроль за уплатой налогов, контроль соблюдения законодательства о противодействии экстремизму и другие виды контроля.

     Контроль  может быть внешним и внутренним.

     Внешний контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении  внешнего контроля создает то, что  подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.

     Внутренний  контроль осуществляется, напротив, собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться руководителем  органа, предприятия или организации  самостоятельно либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа - например, Комиссии контроля в политических партиях или Службы собственной безопасности правоохранительных органов.

     В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Например, предварительный контроль может осуществляться перед регистрацией политической партии в качестве юридического лица в целях проверки соответствия политической партии действующему законодательству.

Информация о работе Контроль в государственном управлении