Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус

Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению

в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость

его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В

результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости

наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех

полномочий которые определены ему по Конституции.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

2.1 Президент – как глава государства. 5

2.2 Выборы Президента. 8

2.3 Полномочия Президента. 11

2.4 Разрешение Президентом спорных вопросов. 17

2.5 Президент – Верховный Главнокомандующий. 18

2.6 Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения. 19

2.7 Полномочия Президента по вопросам гражданства. 20

2.8 Полномочия Президента на издание правовых актов. 21

2.9 Неприкосновенность Президента. 22

2.10 Процедура отрешения Президента от власти. 22

III. ВЫВОДЫ 25

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Работа состоит из  1 файл

Конституциооно-правовой статус президента РФ.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

чрезвычайного положения  на территории Российской Федерации.

      На Президента возложена очень  важная функция в системе органов

государственной власти. Он обеспечивает согласованную  работу и

взаимодействие  органов государственной власти. При выполнении данной

функции Президент  выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить

противоречия между  государственными органами. Это, прежде всего относится к

взаимоотношениям  законодательной и исполнительной властей, а также

федеральных органов  государственной власти субъектов  Федерации. Для

разрешения разногласий  Президент может использовать согласительные

процедуры. Конституция  наделила Президента Российской Федерации  правом

определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия

Президент реализует  различными путями, так ему разрешено  обращаться к

Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об

основных направлениях внешней политики.

      Характеризуя конституционный статус  Президента, необходимо помнить

важную особенность  его положения как главы федеративного  государства. Он

выполняет функцию  «Президента всех россиян» независимо от того, как

проголосовало большинство  избирателей в том или ином регионе. Федеральное

Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих

избирателей, т.е. население избирательных округов  и регионов, и отсюда

неизбежность известной  несогласованности выражаемых депутатами парламента

интересов. Но Президент  Российской Федерации, получая свой мандат на прямых

всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего

народа и всей России. Вот почему неправомерны какие  либо его действия в

интересах одних  регионов при безразличии к другим. Президент Российской

Федерации как  глава федеративного государства вправе контролировать

президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне

интересов отдельных  политических партий или каких-либо общественных

объединений, это  своеобразный правозащитник и «лобби»  всего народа.

Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство

общегосударственных и региональных интересов.[5] 

                           2.2 Выборы Президента. 
 

      Выборы Президента Российской  Федерации проводятся по единому

избирательному  округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку

и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных  прав граждан

осуществляют избирательные  комиссии, которые в пределах своих  полномочий

независимы от органов государственной власти и органов местного

самоуправления.

      Право выдвижения кандидата на  должность Президента Российской

Федерации принадлежит  непосредственно избирателям и  избирательным

объединениям, избирательным  блокам. Избирательным объединением является

общероссийское  избирательное объединение, которое создано в порядке,

установленном федеральными законами, устав которого предусматривает  участие

в выборах в  органы государственной власти посредством  выдвижения кандидатов

и зарегистрирован  Министерством Юстиции Российской Федерации не позднее,

чем за шесть месяцев  до объявления дня выборов. Правами  избирательного

объединения обладают также избирательные блоки, образуемые не менее чем

двумя общественными  объединениями.

      Согласно ст.32 Федерального закона[6] «О выборах Президента Российской

Федерации» выдвижение кандидата на должность Президента России производится

на съезде (конференции) избирательного объединения. Последнее, как и

избирательный блок, вправе выдвинуть только одного кандидата  на должность

Президента. Решение  о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

      Кандидат на должность Президента  может быть выдвинут непосредственно

избирателями, для  чего гражданин или группа граждан  России, обладающие

активным избирательным  правом, могут образовывать инициативную группу

избирателей в  количестве не менее 100 человек для  выдвижения кандидата на

должность Президента.

      Избирательное объединение, избирательный  блок или инициативная группа

избирателей, выдвинувшие  кандидата на должность Президент, обязаны собрать

не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей является необходимым

условием регистрации  кандидата на должность Президента и включения его

фамилии в бюллетень  для голосования.

      Избранный считается кандидат, который  получил более половины голосов

избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если в избирательный

бюллетень было включено более двух кандидатов на должность  Президента и ни

один из них  не избран, назначается повторное  голосование по двум

кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам

повторного голосования  избранным считается кандидат, получивший при

голосовании большее  число голосов избирателей, принявших  участие в

голосовании, по отношению  к числу голосов избирателей, поданных за другого

кандидата. При  этом в Законе установлено условие: число голосов

избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов

поданных против всех кандидатов.

      Если выборы Президента Российской  Федерации признаны несостоявшимися

(при явке на  выборы менее половины граждан, имеющих право голоса),

недействительными (при обнаружении грубых нарушений  закона) или если при

общих выборах  либо при повторном голосовании  ни один кандидат не был избран

Президентом, Совет  Федерации назначает повторные  выборы. При повторных

выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные

федеральным законом  о выборах Президента России, однако срок их проведения

сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее, чем

через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

      Президент Российской Федерации  представляет свою страну как  глава

государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а

также выступает  от имени Российской Федерации в  международных отношениях.

Заявления Президента не нуждаются в каком либо утверждении, он действует

как глава суверенного  государства. Только Президент вправе подписывать

международные договоры Российской Федерации, участвовать  в переговорах от

имени России или  поручать это уполномоченным им лицам.

     Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В

его выборе участвую граждане России на основе всеобщего  равного права при

тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации.

Ныне действующая  Конституция установила срок полномочий Президента

Российской Федерации  – 4 года. По Конституции 1978 года глава  государства

избирался на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня

избрания Президента. Действующий Президент Российской Федерации исполняет

свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента,

которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления

центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  о результатах

выбора Президента России.

      Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин

России, достигший 35 лет, постоянно проживающий в  Российской Федерации не

менее 10 лет. Это  вполне объяснимо:

      Во-первых, лицо, претендующее на  самый высокий пост в государстве

должно иметь  определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно

молодым. Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;

      Во-вторых, требование постоянного  проживания в течении 10 лет  на

территории России обусловлено необходимостью знать  и понимать специфику

условий жизни  в нашей стране.

      В Конституции содержится положение  о том, что одно и то же  лицо не

может занимать должность  Президента Российской Федерации более  двух сроков

подряд. Данное ограничение  направлено против установления власти одного

человека на продолжительный  срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то

же время Конституция  не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост

Президента неоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту

два срока подряд.

      Порядок избрания президента детально изложен в федеральном законе «О

выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г., который  содержит

общие положения  проведения избирательной компании, вопросы предвыборной

агитации, финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента

Российской Федерации. 
 

                         2.3 Полномочия Президента. 
 

      В статьях 83 и 84 Конституции  изложена часть полномочий Президента

Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85-

90 настоящей главы.  В статье 83 определены полномочия  Президента по

отношению к Правительству:

     1. Президент  в соответствии с Конституцией  назначает Председателя

        Правительства Российской Федерации  с согласия Государственной Думы.

        Представление Президента по данному вопросу вносится в

        Государственную Думу не позднее  двухнедельного срока после

        вступления в должность вновь  избранного Президента или после

        отставки Правительства либо  в течении недели со дня  отклонения

        кандидатуры на пост Председателя  Правительства Государственной

        Думой;

     2. Президент  имеет право председательствовать  на заседания

        Правительства, т.е. вести заседания  Правительства, высказываться на

        них, он также определяет основные направления внутренней и внешней

        политики государства, в данном  случае Президент выступает как  глава

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации