Историческое развитие государственной думы как высшего ор-гана законодательной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:49, контрольная работа

Описание

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.
Государственная дума в России (1906—17), представительное законодательное учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905—07 в России для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………
1 История развития законодательной и представительной власти в России в начале XX века………………………………………………….

2 История и значение деятельности I-й и II-й Государственных Дум России.

3 История и значение деятельности III-й и IV-й Государственных Дум Рос-сии………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы………………...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Историческое развитие гос.думы как высшего органа законодательной власти в России..docx

— 44.27 Кб (Скачать документ)

российский государственный 
торгово – экономический университет

(РГТЭУ).

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоведение» на тему №6:

 

Историческое развитие государственной  думы как высшего органа законодательной власти в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание.

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………

 

1 История развития законодательной и представительной власти в России в начале XX века………………………………………………….

 

 

2 История и значение деятельности I-й и II-й Государственных Дум России.

 

 

3 История и значение деятельности III-й и IV-й Государственных Дум России………………………………………………………………...

 

 

 

Заключение……………………………………………………………………

 

 

Список литературы………………...............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

В отличие  от многих европейских стран, где  парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.

Государственная дума в России (1906—17), представительное законодательное учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905—07 в России для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма.

 

Дважды ее разгоняло правительство, но она  просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы). Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

1 История развития законодательной и представительной власти в России в начале XX века.

 

 

“Дума” – термин, достаточно популярный в истории и в современной России. В средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. В начале ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент. Государственная дума в Российской империи в 1906–1917 годах – представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами, созданное в результате революции 1905–1907 годов. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Государственная дума не имела права изменять основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906 года), ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года.

В историческом зале Таврического дворца почти 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.

Одни считали, что образование  Государственной думы – это начало светлой эпохи вступления России в общеевропейскую колею. Другие были уверены, что деятельность Думы положит конец российской государственности, основанной на казавшемся незыблемым принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.

Эти ожидания и надежды были в  значительной степени обусловлены  той драматической общественно-политической обстановкой, в условиях которой начинала свою работу I Государственная дума. Страна только что пережила такое крупное потрясение, как революция 1905 г. Многие хотели видеть в созыве выборного представительного органа начало глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Вождь большевиков, Владимир Ленин, со своей стороны, подчеркивал, что  Государственная дума – это продукт, порожденный революцией 1905 г. Он заявил, что революционный пролетариат  раз и навсегда сделал невозможным управление Россией без представительных учреждений. Кстати, В. И. Ленин, вначале призывавший бойкотировать выборы, впоследствии признавал, что это было политической ошибкой со стороны левых сил. В дальнейшем он уделял большое внимание работе думской фракции социал-демократов и лично писал тексты многих выступлений ее членов.

Государственной думе предшествовал ряд представительных учреждений, от народных собраний –  веча – в Древней Руси и до городских дум и земств в XIX в. Как и другие государства с  многовековой историей, Россия также  имеет тысячелетние традиции деятельности представительных органов. Правда, в  отличие от таких европейских  государств, как Великобритания, Франция, Нидерланды, в России долгое время  не удавалось создать собственно парламент и ввести в государственное устройство принцип разделения властей, но это отнюдь не принижает ту важную роль, которую играли представительные учреждения в развитии нашей страны.

Все российские представительные учреждения, за исключением, может быть, Земского Собора 1613 г., избравшего Михаила Романова на царский престол, были по своему статусу законосовещательными по отношению к верховной власти. В связи с учреждением в 1906 г. Государственной думы есть все  основания рассматривать как важную веху в процессе развития российской государственности введение в Основные законы Российской империи положения о том, что отныне ни один закон не может быть принят, если он не одобрен Государственной думой.

Это нововведение, возможно, и не следует преувеличивать. Положения Основных законов позволяли принимать законы и в отсутствие Государственной думы, которую можно было распустить царским указом. Этой законодательной “лазейкой” успешно пользовалось самодержавие. Кроме того, Государственная дума была лишена полномочий принятия решений по некоторым ключевым вопросам государственной политики, которые оставались исключительной прерогативой российского самодержца. Таким образом, с самого начала первый российский парламент получил явно усеченный правовой статус. В качестве законодательного органа он не мог служить противовесом исполнительной власти.

Российский  парламентаризм начала XX в., как, впрочем, в значительной степени и теперь, в начале XXI в., существенно отличается от парламентаризма западноевропейского или, скажем, американского типа. Западная модель предполагает наличие прежде всего контроля законодательной власти над исполнительной. Это означает, что правительство формируется на базе или парламентского большинства, или нескольких парламентских фракций. При такой модели государственного устройства правительство фактически подотчетно парламенту или, по крайней мере, образовавшим его парламентским коалициям. В президентской республике американского типа парламент не формирует правительство, но ни одна администрация не сможет реализовать свою политическую программу, если она не получит поддержки большинства в Конгрессе. В любом случае, западная система парламентаризма предполагает жесткий парламентский контроль за действиями правительства.

В России начала XX в. ничего подобного не существовало. Правительство было ответственно не перед Думой, а перед монархом и полностью контролировалось подотчетной самодержцу сановной бюрократией. Дума была крайне ограничена в своих прерогативах осуществлять контроль за действиями правительства, и все же у этого государственного органа, можно сказать, впервые в истории нашей страны появились некоторые реальные контрольные полномочия в отношении правительства.

Так, именно Дума принимала предложенный правительством бюджет, то есть получала политические возможности проконтролировать  распоряжение государственными финансами, а при желании в определенной мере выстроить бюджетные приоритеты. Именно Государственная дума, в отличие от всех предшествующих российских представительных органов, приобрела ряд характерных черт собственно парламентского учреждения.

В Думе впервые появились фракции, был выработан регламент работы палаты, возникли такие формы деятельности, как депутатские запросы правительству. Особую важность в России того времени имело предоставление депутатам Государственной думы обеспеченного законом права на свободу слова на парламентской трибуне. Наконец, удалось сформировать довольно продуктивную и вполне парламентскую процедуру рассмотрения законодательных инициатив, голосования, обеспечения гласности думских дебатов.

Все это и  многое другое в своей совокупности позволяет нам увязать начало работы I Государственной думы в  апреле 1906 г. с началом процесса становления российского парламентаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 История и значение деятельности I-й и II-й Государственных Дум России.

 

Выборы в Первую Государственную  думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда в стране все еще были накалены общественные страсти, когда  ежедневно из различных мест империи поступали сообщения о погромах, поджогах, насилиях и убийствах на политической почве. Но ситуация уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы. Некоторые левые и правые группы призывали к бойкоту избирательной кампании, и здесь самой влиятельной была большевистская партия, все еще не потерявшая надежду на возможность массового народного восстания. Помимо большевиков выборы бойкотировали эсеры и правые партии.

В общей сложности в Первую думу было избрано 478 депутатов. По политической принадлежности они распределились следующим образом: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу

Открытие  Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты. Накануне заседаний первой сессии делегаты Государственной думы и Государственного совета были приняты в Георгиевском зале Зимнего дворца императором, который обратился к ним с речью. Среди прочего он сказал: “С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас”. Царь выражал надежду, что думцы отдадут “все свои силы на самоотверженное служение отечеству, для выяснения нужд столь близкого Моему сердцу крестьянства, просвещения народа и развития благосостояния, памятуя, что для духовного величия и благоденствия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права”. Местом заседаний Думы был определен старый Таврический дворец. И во второй половине дня 27 апреля после краткого молебна Дума приступила к работе и сразу же выказала свое крайне радикальное настроение.

 

К этому времени  кабинет С. Ю. Витте пал и премьером  был назначен известный царедворец И. Л. Горемыкин, убедивший царя пригласить на пост министра внутренних дел бывшего гродненского, а затем саратовского губернатора П. А. Столыпина. Новому правительству досталось тяжелое наследство. Кабинет С. Ю. Витте, находясь у власти шесть месяцев, не подготовил к открытию Думы законопроектов, которые должны были бы стать предметом рассмотрения народного правительства, считая, что Дума сама должна заняться законотворчеством. И она занялась. Буквально с первых часов своды Таврического дворца стали оглашать призывы и декларации крайне радикального характера: объявить всеобщую амнистию, создать ответственное правительство, ввести всеобщее избирательное право, наделить крестьян землей и т.д. Либеральные газеты, ежедневно публикуя подробные и сочувственные материалы о работе законодательного органа, единодушно назвали его “Думой народного гнева”.

Депутаты  хотели всего и сразу, и это  их желание делало Думу больше похожей на антиправительственный митинг, чем на работу серьезного и ответственного государственного органа. Большинство депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе. Разгоряченные баталиями революционных битв, многие смотрели на думскую трибуну как на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу и конкретным лицам, и определенным политическим течениям. Все это происходило в атмосфере непрекращающегося террора революционеров. По неполным данным, в январе 1906 г. было совершено 80 убийств, в феврале – 64, в марте – 50, в апреле – 56, в мае – 122, в июне – 27. Сотни людей стали жертвами беспощадных “борцов за свободу”, и ни один из этих актов не был осужден не только левыми, но и кадетами.

Информация о работе Историческое развитие государственной думы как высшего ор-гана законодательной власти в России