Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

Права личности, т.е. что может и вправе делать человек таким образом, чтобы  его поведение не противоречило  интересам других граждан, общества в целом, – основная составляющая всякого подлинно демократического общества, они органически присущи правовой государственности. Правовое государство – это государство, которое устанавливает и гарантирует реальные, а не номинальные (т.е. существующие лишь на бумаге, в действительности отсутствующие) права личности, их всеобщность, социальное равенство, надежную правовую охрану и защиту. Все права человека, зафиксировано в Венской декларации, принятой Всемирной Конференцией по правам человека в 1993 г., являются правами, данными ему с рождения, «проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности» как таковой. Права личности наиболее ярко отражают реальное отношение к правам человека со стороны государства, призванного функционально обеспечить верховенство права во имя социального блага.

Теоретические основы концепции прав личности как человеческого существа получили широкое развитие в трудах выдающихся ученых, что во многом определило нормативное содержание современных международных правовых документов, посвященных правовому статусу личности35.

На уровне отдельных  государств правовой статус личности закрепляется конституционно36, как правило, в первоочередном порядке при содержательном структурировании конституции как Основного закона государства. Аналогичным образом сконструирована Конституция РФ 1993 г. Основы правового статуса личности играют решающую роль в определении положения человека в обществе, их содержание составляют нормы Главы 2 Конституции РФ: «Права и свободы  человека и гражданина». Конституция указывает, что перечисленные в ней основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Конституции РФ специально оговаривается, что права человека признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Главным критерием  при определении системы прав личности является их классификация  с учетом потребностей и интересов  личности, тех социальных благ, в  которых она объективно нуждается  и предоставление которых дает возможность  ей активно, достойно, инициативно, творчески проявить себя в конкретных общественных отношениях. Соответственно (и на международно-правовом уровне, и на уровне отдельных государств) обычно выделяются такие виды прав личности, как социально-экономические, политические, культурные, личные права.

В качестве приоритетных общепризнанными являются социально-экономические  права личности, определяющие ее нормальную человеческую жизненность, ее жизнеспособность. «Каждый человек, – констатируется во Всеобщей декларации прав человека, – имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи...» (ст. 25(1)). Положение это преемственно закреплено в последующих международно-правовых документах, в порядке конкретизирующего дополнения акцентирующих внимание на праве «каждого на справедливые и благоприятные условия труда», на «справедливую зарплату» и др.

Политические  права обеспечивают личности пользование избирательными правами, ее участие в референдуме, в управлении государственными делами, свободу ее политической деятельности, свободу выражения мнения по всем вопросам общественной жизни (в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, демонстрациях, митингах и т.д.), свободу протестных действий (право на общественный протест). К числу политических прав принадлежит право на гражданство, на его приобретение и выход из него, его восстановление. Ядром политических прав является право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (ст. 21(1)) Всеобщей декларации прав человека).

Культурные  права личности ориентированы на удовлетворение ее духовных потребностей, интересов и включают в себя право на свободное вероисповедание, достойное образование, право на пользование ценностными достижениями культуры, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, музеями и др.), право на свободу научного, технического, художественного творчества.

Личные права  направлены на охрану естественных личных благ человека (право на жизнь37, на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека), т.е. на охрану чести и достоинства (ст. 1 (1)) Основного закона ФРГ: «Достоинство человека неприкосновенно»), право на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода передвижения и др.).

В правовом государстве  всякую личную свободу в ее правовом измерении может гарантировать лишь прочная, стабильная связь личности с государством, обществом. Именно проблема гарантии человеческих прав «обусловливает необходимость государственной силы», которая «учреждается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена» (ст. 12 Декларации прав человека и гражданина). Как подчеркивал в свое время Ж.-Ж. Руссо, необходимо «различать естественную свободу, которая ограничена только силами индивида, от свободы гражданской, которая ограничена общей волей» во имя общего блага38.

Цель права в правовом государстве – благополучие каждой отдельной личности и общества в целом, что обусловливает систему определенных ограничений тех или иных прав. Человек не вправе злоупотреблять предоставленными ему правами, предоставленной ему той или иной правовой свободой, тем самым нарушать права других, вредить другим. Человеческая воля не может быть абсолютно независимой, она всегда социально обусловлена. Поэтому Всеобщая декларация прав человека предусматривает возможность ограничения прав человека в интересах «общего благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29). Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства обеспечить право на забастовку как одну из форм общественного протеста, связанную с разрешением трудовых и иных общественных конфликтов, при условии, что осуществление этого права будет находиться в соответствии с действующим внутригосударственным законодательством. Принимается во внимание, что безграничное осуществление этого права может иметь разрушительный характер, создавать определенную опасность для граждан, не имеющим какого-либо отношения к  забастовке.

Устанавливаются пределы допустимых ограничений  прав человека со стороны государственных  структур. «При осуществлении своих  прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, – закреплено во Всеобщей декларации прав человека, – какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29 (2)). Концептуальные положения международно-правовых актов о возможности ограничения прав личности закрепляются в конституциях отдельных государств.

В Конституции РФ определено, что права человека «могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55 (3)). Некоторые ограничения прав, «с указанием пределов и сроков их действия», могут устанавливаться, согласно Конституции РФ, в условиях введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Оговаривается, какие права личности при этом не могут подвергаться каким-либо ограничениям (ст. 56).

Правовая свобода  неотделима от правовой ответственности, органически подчинена ей, поэтому такое большое значение в правовом статусе личности придается ее правовым обязанностям, в которых находят свое отражение определенные правовые требования к личности со стороны государства, общества. «Каждый человек, – зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека, – имеет обязанности перед обществом» (ст. 29 (1)). Нет прав без соответствующих правовых обязанностей (например, соблюдать действующее законодательство, общественный порядок, платить законно установленные налоги, беречь природу, заботиться о сохранности ценностных исторических памятников, нести воинскую службу и др.).

Принцип единства прав и обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции  РФ) означает следующее: предоставление гражданам конституционных прав порождает соответствующие обязательства государства. С другой стороны, предоставление гражданам конституционных прав сопровождается возложением на них соответствующих обязанностей.

Познание правового  статуса личности как структурированной  системы ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов через различные их классификации позволяет полнее понять социальное содержание правового статуса гражданина, его структурных элементов, установить их связь и взаимодействие друг с другом и более правильно раскрыть их роль в жизни каждого человека и общества в целом.

Конституционный правовой статус российского гражданина определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами39, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»40 и иными законами. Граждане РФ могут выступать в качестве как общего субъекта, так и специального субъекта - должностного лица. Статья 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»41 определяет, что только гражданин РФ может проходить государственную гражданскую службу: «гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы». Данное правовое определение продиктовано в первую очередь желанием государства и общества обеспечить свою защищенность и баланс интересов от вмешательства во внешние и внутренние дела РФ со стороны иностранцев и иностранных государств. Механизм государственной власти РФ устанавливает для собственных граждан территорию, - территория РФ. Однако существуют и «особые» российские территории. В частности, к ним относятся территории военных кораблей и авиалайнеров, находящиеся в плавании и воздухе соответственно, дипломатические представительства, международные миссии и консульские учреждения РФ за рубежом. В связи с этим должностные лица этих государственных органов обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, законодательством, а также защищать их права и охраняемые законом интересы.

 

 

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов

 

Рассматривая  виды правового статуса можно  выделить несколько точек зрения, встречающихся в литературе. К  примеру, А.Ю. Ларин, В.В. Лазарев и  А.В. Козлов различают: «общий или конституционный статус человека и гражданина; специальный или родовой статус; индивидуальный статус; статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством; отраслевые правовые статусы; статус физического лица»42. И.М. Погребной выделяет: «общий, специальный и индивидуальный статусы, а также реальный и фиктивный»43. Однако каждый вид характеризуется авторами примерно одинаково.

Общий или конституционный  статус является общим и одинаковым для всех граждан государства  и не зависит от конкретных обстоятельств, он является базовым, исходным и все остальные статусы производны от него и его дополняют. Специальный статус предполагает, что объем прав, свобод и обязанностей одной личности зависит от объема прав, свобод и обязанностей другой личности в силу ее особого социального, имущественного, служебного или другого положения. К примеру, специальным является правовой статус юриста, депутата. Индивидуальный статус – это статус конкретного лица и связан он с его индивидуальными качествами. Эти качества характеризуют пол, возраст, семейное положение лица и т.д.

Реальность и фиктивность  же статуса определяется реальностью  и фиктивностью прав и свобод, закрепленных за личностью. Различают также правовой и фактический статус личности в  обществе (действительное место людей в обществе и помимо права этот статус задается другими регуляторами, такими, как мораль, религия). Фактический статус значительно отличается от конституционного статуса.

Также распространенной является следующая классификация: личность по отношению к конкретному государству выступает в качестве отечественного гражданина или иностранного гражданина либо лица без гражданства. В силу этого правовой статус личности в конкретном государстве имеет следующие разновидности – это правовые статусы гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства.

Типология правового  статуса, его структурных элементов более полно отражает те или иные стороны их онтологии, функционирования и развития (см. рисунок 1).

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Виды правовых статусов личности

 

Структура конституционно-правового  статуса личности многогранна и  включает такие элементы, как права, свободы и обязанности, а также  гарантии. Права человека – это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений. В зависимости от социального содержания и правовой формы закрепления - в конституции или в текущем (отраслевом) законодательстве - прав, свобод и обязанностей различаются конституционный и отраслевые правовые статусы личности. Социальное назначение прав, свобод и обязанностей является основанием различия правовых статусов в сфере политико-правовых, социально-экономических и культурных отношений, а также в сфере личной жизни и свободы. Обязанности человека – это мера должного поведения лица. Конституционные свободы – это максимально широкий круг возможного поведения лица. Конституция гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова и т. д.

Последним структурным  элементом конституционно-правового  статуса личности являются гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Под гарантиями конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина понимаются условия и средства их реализации, а также возможность использования основных прав и свобод, исполнение обязанностей. Условия – это политико-правовой режим, в котором осуществляются основные права, свободы и обязанности. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие гражданам реальную возможность пользоваться основными правами и свободами и исполнять возложенные на них обязанности. Условия и средства должны действовать синхронно44. В литературе можно встретить различные мнения о системе гарантий. К примеру, Е.И. Колюшин различает: «Гарантии политические, идеологические, экономические и юридические»45. Выделяют также экономические, политические, юридические гарантии, духовные гарантии прав и свобод человека и гражданина, процессуальные и процедурные гарантии, институциональные и правовые гарантии.

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений