Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)
  1. право человека;
  2. суверенное право государства;
  3. объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института12.

Право человека, т.е. юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как:

  1. право человека иметь гражданство; причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международно-правовых документах, в частности в ст. 15 (ч. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.13, каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком;
  2. право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства; это право в Конституции РФ закреплено в ч. 3 ст. 6;
  3. право человека в статусе гражданина в полном объеме реализовать конституционные права и свободы;
  4. право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства;
  5. право человека в статусе гражданина на покровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны;
  6. право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства; в Российской Федерации это право зафиксировано в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ;
  7. обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.

Суверенное  право государства на гражданство  как элемент его правосубъектности  означает наличие у государства  определенных прав и ответственности, а именно:

  1. обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство;
  2. обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц;
  3. обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов;
  4. обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им;
  5. право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.

Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством. В Российской Федерации в настоящее время отношения гражданства регулируются Конституцией 1993 г., международными юридическими документами о правах человека, международными договорами РФ, СССР, РСФСР и Российской империи о регулировании отношений гражданства и подданства; действующими федеральными законами по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и безгражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другие федеральные законы), Гражданским и Семейным кодексами РФ, указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ14 и ведомственными правовыми актами15.

Сложный по своему составу институт гражданства в  Российской Федерации имеет отчетливо  сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:

  1. субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица - с другой;
  2. объекты отношений гражданства, т.е. общественные отношения, составляющие фактическое содержание таких правовых состояний, как отечественное гражданство (гражданство страны происхождения), иностранное гражданство, безгражданство, двойное гражданство и другие общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи государства с человеком;
  3. основания, т.е. законоустановленные условия признания, приобретения, сохранения и прекращения гражданства;
  4. порядок решения вопросов гражданства, т.е. система юридических процедур, с помощью и посредством которых юридически оформляются принимаемые по вопросам гражданства решения. В соответствии с действующим законодательством установлены два порядка решения вопросов о гражданстве - административный, когда субъектами решений являются исполнительные органы государства, и судебный (только через суд);
  5. обжалование решений по вопросам о гражданстве.

При определении видов гражданства необходимо исходить из того, что феномен гражданства по своей сущности есть особая универсальная политико-правовая связь человека с государством в целом, являющаяся основанием для возникновения и формирования особого правового режима юридически точно определенной группы населения. С прагматической точки зрения вопрос о формах этой особой универсальной общей политико-правовой связи государства с человеком, т.е. о видах гражданства, представляется наиболее актуальным и ценным. Системный анализ действующего в России по этому вопросу законодательства позволяет говорить о следующих видах юридических состояний лица в системе политико-правовых отношений «Российское государство – человек».

Во-первых, это  отечественное гражданство, т.е. гражданство  страны происхождения этой особой правовой связи, или, другими словами, гражданство  материнского государства. Как правило, это гражданство соименное с  названием этого государства, соответственно в России - российское гражданство, во Канаде - канадское и т.д. Гражданство Российской Федерации, установленное Конституцией РФ 1993 г., признается, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законодательством и является единым и равным независимо от оснований его возникновения. Правовой статус российских граждан в сравнении с другими политико-правовыми модусами иных физических лиц в Российской Федерации является самым полным.

Во-вторых, иностранное  гражданство (подданство). Отношения иностранного гражданства (подданства) на территории Российской Федерации признаются и регулируются ст. ст. 62 и 63 Конституции РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»16, Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища и международными договорами Российской Федерации.

В-третьих, двойное  гражданство. Это правовое состояние  физических лиц в Российской Федерации  согласно ч. 1 ст. 62 Конституции 1993 г. может иметь место лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Оно признается скорее как исключение, которое допускается законом, а не устанавливается в виде общего правила. Содержание этого правового состояния предполагает наличие у лица естественных прав человека; прав гражданина иностранного государства; прав российского гражданина, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором; конвенциальных прав, содержащихся в договорах Российской Федерации с другими государствами. Состояние двойного гражданства гарантирует бипатриду все права и свободы, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является.

В-четвертых, множественное  гражданство, которое представляет собой конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств. Это правовой статус, например статус гражданина двух государств или статус гражданина трех государств, принципиально отличается от правового положения лиц, имеющих двойное гражданство. В этом случае в условиях, когда у России с государствами, в которых лицо получило документы о втором или третьем гражданстве, нет договоров о признании двойного гражданства, обладатель нескольких гражданств по имеющимся у него документам может рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого он находится в данное время.

В-пятых, безгражданство, представляющее собой одну из форм существования политико-правовой связи человека с Российским государством. Уже сам факт правового регулирования нормами российского законодательства положения лиц, не имеющих официально признаваемых документов об их принадлежности к какому-либо государству, доказывает, что в России признается их легальное и допускаемое законом проживание и пользование значительным объемом конституционных и иных прав, свобод и обязанностей. Как сказано в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с этим апатриды в нашей стране обладают таким объемом прав и свобод, который позволяет им вести полноценную жизнь в социальной, экономической и духовной сферах общественного развития. В результате правовое состояние «безгражданство» в реальной общественной практике выполняет роль такого политико-правового феномена, как имплицитное или суррогатное гражданство.

В-шестых, «партисипаторное гражданство» - понятие, которое можно  использовать для обозначения особой системы правовой связи Российского государства с зарубежными соотечественниками. Эта форма политико-правовых отношений индивида и государства обладает собственным юридическим содержанием и собственной правовой спецификой, которые достаточно конкретно установлены в действующем законодательстве Российской Федерации17. Это, в частности, Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»18, Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и др.

В-седьмых, «союзное гражданство», которое официально установлено  Договором о создании Союза Республики Беларусь и Российской Федерации19. Согласно п. 1 ст. 14 этого Договора граждане Российской Федерации, равно как и граждане Республики Беларусь, одновременно являются «гражданами Союзного государства», каким выступает международно-правовое межгосударственное объединение Российской Федерации и Республики Беларусь. Общий объем правового статуса гражданина Союзного государства в соответствии с этим договором включает следующие составные части:

  1. правовой статус человека;
  2. правовой статус гражданина каждого государства - участника Союза;
  3. дополнительные права, предусмотренные договором о создании Союза.

Каждый гражданин  Союза в пределах территории обоих  государств в соответствии со ст. 18 Устава Союза Беларуси и России20 имеет право на: а) свободное передвижение и постоянное проживание; б) участие в управлении делами Союза; в) владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства; г) дипломатическую и консульскую защиту на территории третьих стран.

В-восьмых, - «планетарное гражданство». Планетарное гражданство, введенное Основным Законом России 1993 г. в юридическую практику и научный оборот через понятие «граждане», - это самостоятельный вид гражданства, который, безусловно, является «золотым звеном» магистрального пути конституционно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации на современном этапе. И как прогрессивная правовая идея, и как сложносоставной (комплексный) правовой институт этот вид гражданства стал ответом отечественной юридической мысли на те запросы и потребности общественного развития России, которые имели место в последние десятилетия XX в. в результате кардинальных перемен в социальной, экономической и политической жизни страны на фоне глобальных изменений, происходящих в мировом сообществе государств на пути движения к демократии и прогрессу.

И по кругу лиц, на которых оно распространяется, и по объему общественных отношений, которые регулируются на его основе, планетарное гражданство превосходит  все другие виды гражданства, определенные в конституционном законодательстве России. Прежде всего это проявляется в том, что понятие «граждане», которое в действующей Конституции РФ использовано 26 раз в 22 статьях, применяется в тех случаях, когда субъектами правоотношений признаются как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица с двойным гражданством и лица, имеющие статус «гражданин двух государств» (множественное гражданство). К тому же права человека, чье положение соответствует конституционно-правовому модусу «граждане», признаются Российским государством независимо от того, где он проживает, поскольку решающее значение имеет наличие у лица гражданства в планетарном его понимании и осмыслении, т.е. для этого достаточно обладать любым легитимно установленным и официально признаваемым гражданством: отечественным, иностранным, двойным, множественным.

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений