Государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:40, реферат

Описание

Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

Содержание

Введение 3
1. Возникновение государства 5
1.1. Предпосылки возникновения государства 5
1.2. Основные теории происхождения государства 8
2. Понятие и признаки государства 12
2.1. Понятие государства 12
2.2. Признаки государства 15
Заключение 22
Список используемых источников 23

Работа состоит из  1 файл

Государство реф.docx

— 47.93 Кб (Скачать документ)

       - в исключительном праве государства  официально представлять все  общество, а не отдельные его  части; 

       - наличие особых средств воздействия  на население, каких нет ни  у какой иной власти (правосудие, армия).

       Внешний суверенитет - это независимость  государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя  сторона суверенитета выражается в  следующих характеристиках [7]:

       - государственная власть способна  самостоятельно проводить в жизнь  внешнюю политику, строить взаимоотношения  с другими государствами; 

       - никто не вправе вмешиваться  во внутренние дела государства; 

       - государство вправе по своему  усмотрению создавать межгосударственные  объединения, вступать в уже  существующие объединения, а также  обладает правом свободного выхода  из межгосударственных союзов;

       - государство обеспечивает собственную  территориальную целостность и  неприкосновенность;

       - государство вправе по своему  усмотрению вступать в экономические,  культурные, иные связи с другими  государствами и др.

       Из  суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций  [11]:

       а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство  является всеохватывающей, универсальной  организацией данного общества, все  другие общественные структуры ей подчинены;

       б) государство имеет устойчивую юридическую  связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

       в) государство имеет специальный  аппарат власти - механизм, в котором  концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет  в первую очередь «легализованное  принуждение» (в том числе и  физического принуждения) в отношении  населения.

       Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого  слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

       Механизм  государства есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно  функционирующее выражение государства. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

       Характерные признаки механизма (аппарата) государства  [7]:

       - целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными  принципами организации и деятельности  государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями  их деятельности;

       - первичными структурными частями  (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами), они связаны  между собой началами субординации  и координации.

       - для обеспечения государственных  властных велений он имеет  непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

       - при помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются  функции государства

       г) государство обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические  нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны  для исполнения всеми членами  общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В  системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления  государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно  вправе отменить, признать ничтожным  любое проявление всякой другой общественной власти;

       д) государство имеет особые средства для осуществления политического  принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены  для осуществления легализованного  и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект  навязывает свою волю подвластным.

       Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства  на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства  [11].

       Само  по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

       Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

       Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается  контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового  «насыщения» государственного принуждения  обусловлен тем, в какой мере оно:

       а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

       б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

       в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

       г) действует через механизм прав и  обязанностей,

       д) оснащено развитыми процессуальными  формами [10]

       Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем  оно в большей мере выполняет  функции позитивного фактора  развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

       Формы государственного правового принуждения  достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и  всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном. Государство  есть «Оболочка», которая сохраняет  целостность той или оной социальной общности.

       Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

       В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие  системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем  такое определение является односторонним  и неполным, так как характеризует  государство исключительно в  виде механизма, осуществляющего публичную  власть.

       В широком смысле государство можно  рассматривать как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера.

       Данное  определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое  не может быть сведено к механизму  управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

       Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемых источников 

       1. Конституция РФ 1993г.

       2. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

       3. Козулин А.И. Государство и  право. 1994. №2.

       4. Комаров С. А. Теория государства  и права в схемах и определениях. - М., 1997.

       5. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

       6. Матузов Н.И. Правовая система  и личность. Саратов. 1987.

       7. Общая теория государства и  права. Учебник / Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

       8. Семин Г. Основы Российского  правового государства/ Российская  юстиция/ 1998 №2.

       9. Скоков А. М., Строев Е. А.  Общество, государство и право  России. - Рязань, 2003.

       10. Теория государства и права.  Курс лекций. Н. И. Матузова  и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г. 

       11. Хрестоматия по истории политических  и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. - Тюмень, 1996.

Информация о работе Государство