Государственное устройство и правовая система Великобритании в XX столетии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Великобритания принадлежала к числу держав — победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось.
Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилась его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

Содержание

Введение 3
1.Итоги первой мировой войны 5
1.1.Эволюция системы политических партий 5
1.2.Избирательные реформы 10
2.Государственное устройство Великобритании 11
2.1.Парламент 11
2.2.Правительство 16
2.3.Правительственный аппарат 19
2.4.Армия. Полиция. Суд 22
3.Правовое регулирование экономики 23
3.1.Государственно-монополистический капитализм 23
3.2.Британская колониальная империя 25
Заключение 29
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по игпзс! великобритания.docx

— 55.31 Кб (Скачать документ)

    Участвуя  в работе Парижской мирной конференции (1919—1920 гг.), делегация Канада добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь  отдельное от Великобритании представительство  в Лиге Наций.12

    На  состоявшейся в 1923 г. очередной имперской  конференции Великобритания была вынуждена  признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

    После первой мировой войны большой  остроты достигла борьба ирландского  народа за освобождение. Результатом  этой борьбы стал Англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г.

    Он  предусматривал создание доминиона  Британской империи Ирландское свободное государство, но и северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

    Таким образом, национально-освободительная  война ирландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского свободного государства, но не достигла всех своих целей.

    Ирландия  была расчленена, Ирландское государство  осталось в рамках Британской империи, и английская буржуазия в значительной степени сохранила там свои экономические позиции.

    В 30-е годы обострились экономические и политические противоречия с доминионами, усилилось национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах. Основы Британской империи становились все более шаткими. Пытаясь сохранить империю, английское правительство пошло на новые уступки зависимым странам.

    В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивший взаимоотношения его членов. Статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях, самостоятельно создавать законы. Согласно статуту ни один акт парламента Соединенного Королевства не является обязательным для доминиона, если только доминион сам не просит об утверждении такового и не согласится на таковой.

    В то же время закон, принятый парламентом доминиона, является действительным независимо от того, противоречит он праву Великобритании или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в том, что после принятия Вестминстерского статута генерал-губернатор назначался по рекомендации правительства доминиона.

    После второй мировой войны в результате активизации национально-освободительного движения статус доминиона получили некоторые британские колонии, в частности Индия. Движение за независимость парализовало действия англо-индийской администрации, и в марте 1946 г. правительство Соединенного Королевства признало право Индии на независимость, но попыталось сохранить свое господство иным путем.

    Индия была расчленена по религиозному признаку на два государства, которые остались в составе Британской империи в качестве доминионов. Тем не менее Индийский Союз и Пакистан перестали быть колониями и получили, хотя и ограниченную, государственную независимость. Независимость и статус доминиона получил также Цейлон.

    Чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые, приняв статус доминиона, установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Со- дружества в апреле 1949 г. пришла к решению отменить формулу

    Вестминстерского  статута 1931 г., гласившую, что «члены Содружества объединены общей верностью короне», и считать монарха только «символом свободной ассоциации независимых наций — членов Содружества и в качестве такового главой Содружества».

    В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

    В 50-х годах наблюдается усиление центробежных тенденций, происходят ослабление экономической, политической и военной зависимости стран — членов Содружества от Великобритании, обострение противоречий в сфере внешней политики.

    Еще сложнее становилась обстановка в колониях Британской империи. В результате колониальных войн в 1957 г. добились независимости колонии Золотой Берег (Гана) и Малайская Федерация.

    В 1959—1960 гг. стали независимыми Кипр и Нигерия. Однако колониальная империя Великобритании, особенно ее владения в Африке, все еще сохраняла значительные размеры, и процесс ее крушения развернулся со всей силой в последующие годы.13 
 
 
 

Заключение

    По  итогам проведенной работ необходимо сделать следующие выводы.

    В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий.

    Основным  средством сохранения двухпартийной  системы является избирательная  система, в основе которой лежит  принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В  результате представители малочисленных  партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

    До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  1. консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  2. либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

    Главой  государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д.

    Король  обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти  триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит  скрытый характер. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

    В 1949 г. лейбористским правительством была проведена реформа парламента, касающаяся палаты лордов. В состав палаты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследственные пэры (потомки старинной земельной аристократии), пожизненные пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; лорды по апелляциям, назначаемые для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В число духовных пэров входят архиепископы и епископы. Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать сильное политическое давление.

    Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством. Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти. Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

    В 1914 г. было приостановлено действие «Хабеас корпус акт» и принят «Акт о защите государства», передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права продолжали применяться. В 1920 г. был принят «Закон о чрезвычайных полномочиях», предусматривавший возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения.

    Накануне  второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

    Предоставляя  правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал ему и законодательную власть. Получило распространение делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента (распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т. д.). Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета.

    Высший  центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  1. Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  2. Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  3. Апелляционный суд.

    Высшая  судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях. На местах правосудие осуществляют мировые судьи.

    В Англии и Уэльсе имеются магистратские  суды (по уголовным делам), выездные суды - суды ассизов, суды графств (по гражданским делам). В Шотландии уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми судами в графствах, а также шерифскими судами. В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции. В Великобритании существуют также специальные суды - коронерские, административные, военные и т. д.

    Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

    Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

    В мирное время традиционный способ комплектования вооруженных сил Великобритании - вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После второй мировой войны правительство продлило действие закона об обязательной воинской повинности на мирное время. С января 1961 г. этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формируется путем добровольного набора.

    Выборным  органом местного самоуправления во всех административнотерриториальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины - олдермены. Председатель совета - мэр, избираемый из числа членов совета.

    В течение XX в. контроль центральных органов  за деятельностью советов в городах  и графствах усилился, эти органы лишались наиболее важных полномочий в проведении независимой местной  политики. Основным рычагом воздействия  на деятельность местных органов  стала их жесткая финансовая зависимость от дотаций правительства.

Список  литературы

  1. Абдурахманова И. В. История государства и права  зарубежных стран. М.: Инфра-М. 2011.
  2. Батыр К. И., Исаев И. А., Кнопов Г. С. История государства и права зарубежных стран. М.: Проспект. 2011.
  3. Кошелев С. М. История государства и права зарубежных стран. СПб.: Вектор. 2007.
  4. Ларионова Е. Л. История государства и права зарубежных стран. М.: Буклайн. 2009.
  5. Никифорова Н. А. История государства и права зарубежных стран. М.: Омега-Л. 2009.
  6. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. Т.2. М.: Эксмо. 2005.
  7. Попова А. В. История государства и права. М.: Юрайт-Издат. 2011.
  8. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. СПб.: Питер. 2011.
  9. Севастьянов А. В. История государства и права зарубежных стран. М.: Проспект. 2011.
  10. Тагунов Д. Е. Всеобщая история государства и права. М.: Книжный дом. 2005.
  11. Черниловский З. М. История государства и права зарубежных стран. М.: Юристъ. 2002.
  12. Шинкаренко К. И. История государства и права зарубежных стран. М.: Проспект. 2011.
  13. Глазова Е. В. История государства и права зарубежных стран. СПб.: Питер. 2009.

Информация о работе Государственное устройство и правовая система Великобритании в XX столетии