Государственное устройство и правовая система Великобритании в XX столетии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Великобритания принадлежала к числу держав — победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось.
Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилась его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

Содержание

Введение 3
1.Итоги первой мировой войны 5
1.1.Эволюция системы политических партий 5
1.2.Избирательные реформы 10
2.Государственное устройство Великобритании 11
2.1.Парламент 11
2.2.Правительство 16
2.3.Правительственный аппарат 19
2.4.Армия. Полиция. Суд 22
3.Правовое регулирование экономики 23
3.1.Государственно-монополистический капитализм 23
3.2.Британская колониальная империя 25
Заключение 29
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по игпзс! великобритания.docx

— 55.31 Кб (Скачать документ)

    Основные  права Кабинета были установлены  специальным докладом в 1918 г. В соответствии с ним на Кабинет возлагались  полномочия по (1) окончательному определению  политики, (2) руководству всем исполнительным аппаратом, (3) постоянной координации  работы министерств и ведомств. Самостоятельная  роль Кабинета возросла сравнительно с XIX в. еще и потому, что практически  перестал функционировать Тайный совет  монарха (последний раз в полном составе он собирался лишь в 1835 году). Полномочия правительства, Кабинета, расширились еще более в связи с институтом делегированного законодательства.

    Делегированное  законодательство (т. е. право правительства  издавать конкретные законоположения  на основании общего законодательного поручения парламента) – не новый  для британского парламентаризма  институт, оно имело место еще  в XVI – XVIII вв. В Новейшее время оно  приобрело особое значение, практически  закрепив постоянные и неограниченные в большинстве вопросов полномочия за правительством. Законами об обороне 1914 – 1915 гг. парламент предоставил  правительству право запрещать  любую коммерческую или общественную деятельность «в интересах государственной  безопасности».

    На  основании Закона о чрезвычайных полномочиях 1920 г. (принятого вслед  широким общественным волнениям) правительство  получило право вводить чрезвычайное положение в стране, если наличествует угроза препятствования группой  лиц снабжению населения. Серией актов 1931 г. о финансах, о золотом  стандарте, о пищевых продуктах  и т. п. правительству были предоставлены  законодательные права в важнейших  экономических областях. Законом  об обороне 1939 г. правительство получило право принудительно выкупать любое  имущество у частных лиц и  корпораций (кроме земли), вступать во владение любым имуществом.

    Наконец, специальным законом 1946 г. делегированное законодательство из временного было преобразовано в постоянный конституционный  институт; вопросы государственной  безопасности, обеспечения «жизненно  важных функций» государства были признаны постоянным предметом законодательных  распоряжений правительства. Позднее  эти права неоднократно расширялись  по специальным поводам: например, по вопросам борьбы с терроризмом.

    1. Правительственный аппарат

    Важную  роль в текущей работе правительства  приобрели его специальные органы и комитеты. Их значение в особенности  определилось тем, что Кабинет работал, по сути, тайно и решения принимались  премьером от имени всего правительства.

    Первый  комитет – имперской обороны  – был учрежден в 1904 г. он представлял  собой консультативный совет  премьера, действующий на основании  его поручения и его властью. Особо важное значение получил комитет  по атомной энергии (1954).

    Всего к 1979 г. при Кабинете (по сути, при  премьере) существовало 25 постоянных комитетов (в составе 5-7 чиновников и специалистов) и до 130 общеконсультативных по разных вопросам.8

    Постоянными были комитеты чрезвычайных дел, внутренней и социальной политики, госбюджета, иностранных дел, радиовещательный, парламентский, сельскохозяйственный и др. Их решения переоформлялись  постановлениями Кабинета и стали, практически, самостоятельной правительственной  деятельностью.

    На  совершенно особом положении находился  Центральный штаб анализа и политики (1970), где вырабатывались общие политические рекомендации (упразднен в 1983 г.). Начиная  с 1916 г. функционирует самостоятельный  Секретариат Кабинета, в 1930-е гг. в нем появился Экономический  отдел, другие специализированные органы.

    Центральная администрация существенно разрослась на протяжении XX в. Принципиально новые  министерства транспорта, сельского  хозяйства, пенсий, здравоохранения, труда появились в 1916 - 1919 гг. в связи с общим расширением экономической и социально-регулирующей функции государства.

    Значительные  реорганизации системы министерств  пришлись на 1940-е и 1960-е гг., когда  в итоге их сложилось более 40. На конец века в Великобритании насчитывалось  до полутора десятка крупных министерств: внутренних дел, обороны, иностранных  дел и по делам Содружества, гражданской  службы (ликвидировано в 1981 г. с передачей  контроля за служащими в Казначейство), финансов, торговли и промышленности, занятости, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения и др.

    Ряд из них, например по делам окружающей среды или торговли и промышленности представляли, по сути, суперминистерства  с большими полномочиями и разветвленным  аппаратом на местах.

    Важные  реорганизации коснулись и самих  традиционных областей управления –  ведомств иностранных дел и военных: в 1918 г. собственно ведомство иностранных  дел объединилось с дипломатическими представительствами, в 1964 г. из ряда военных  ведомств и министерств сформировалось общее Министерство обороны.

    Помимо  собственно исполнительных органов  в Великобритании возник целый ряд  ведомств с экономически регулирующими  функциями, как правило, связанных  с максимально национализированными отраслями: Центральное управление энергоснабжения (1926), Департамент по гарантиям экспортных кредитов (1919), Аэрокосмическая корпорация (1947), Нефтяная корпорация (1976) и др.

    Их  возникновение свидетельствовало  о возрастании доли прямого экономического и хозяйственного управления в системе  функций западного государства. Многие из таких органов подчинялись соответствующим министерствам, располагали местным аппаратом управления (с параллельным сокращением полномочий местного самоуправления – в делах здравоохранения, автотранспорта, газо- и энергоснабжения и др.).                                       

    Порядок государственной службы чиновников определен специальными законами. Важная реформа по разделению должностных  лиц на руководящий, административный, научный и технический; персонал была проведена в 1970 г.

    Положение чиновничества в большой степени  независимо от правительства и от смены парламентско-партийных руководителей. Однако такая независимость обеспечивается так же и тем, что офицерам вооруженных  сил, судьям, гражданским чиновникам запрещено активно и открыто  участвовать в политических партиях.

    Развитие  государственно-политической системы  Великобритании на протяжении XX в. в  наибольшей степени засвидетельствовало  общую тенденцию государственной  организации западного типа –  к возобладанию роли и политического  веса правительственных институтов, исполнительной власти, даже при сохранении и укреплении основных принципов  парламентской демократии и свободной  системы партийно-политического  представительства.9 
 

    1. Армия. Полиция. Суд

    До  первой мировой войны армия Великобритании строилась на добровольческих началах. В мае 1916 г. парламент принял Закон об обязательной воинской повинности. По окончании войны этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формировалась путем добровольного набора. Накануне второй мировой войны, в апреле 1939 г., был издан закон, вводивший всеобщую воинскую повинность, которая сохранилась и в послевоенный период.10

    Полицейские силы Великобритании состоят из местных формирований. Специальный «постоянный комитет», в который входят представители суда четвертных сессий и представители совета графства, назначает главного констебля графства, который набирает полицейский персонал и управляет им, находясь под контролем «постоянного комитета». В городах имеется собственная полиция, начальника которой назначает городской совет.

    Самой многочисленной является полиция Лондона. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет Министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

    Высшая  судебная инстанция в Великобритании — палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.

    Верховный суд состоит из трех палат: Высокого суда (рассматривающего гражданские споры), Суда короны (специализирующегося по уголовным делам) и Апелляционного суда. На местах правосудие осуществляют мировые судьи.

  1. Правовое  регулирование экономики
    1. Государственно-монополистический  капитализм

    Первые  попытки государственного регулирования экономики Великобритании были предприняты в конце XIX-в. После первой мировой войны, когда финансово-экономические позиции страны ослабли, этот процесс стал более активным. В ходе войны руководство промышленностью, работающей на военные нужды, перешло к Министерству вооружения.

    В 1917 г. был введен правительственный  контроль над всей угольной промышленностью и судоходством. Эти меры носили временный характер и после окончания войны были отменены.

    К вопросу о национализации правительство Великобритании вернулось после второй мировой войны, когда столкнулось с серьезными политическими, экономическими, финансовыми трудностями.

    Пришедшие к власти в 1945 г. лейбористы приняли Закон о национализации Английского банка; впервые в истории страны был создан государственный банк. Национализация угольной промышленности в 1946 г. охватила 880 компаний. Позднее была проведена национализация газовой промышленности, части сталелитейных заводов, электростанций, внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной и радиосвязи.11

    Наряду  с национализацией осуществлялись и другие меры по усилению государственно-монополистического регулирования: укрупнение корпораций, финансирование программ научных исследований, военные заказы монополиям, регулирование экспорта-импорта, введение программирования экономики, регулирование занятости и т. п.

    Вмешательство государства распространялось и на сферу трудовых отношений. Первым мероприятием лейбористского правительства в социальной области была отмена Закона о профсоюзах 1927 г., принятого после подавления в 1926 г. всеобщей забастовки в Великобритании и ограничивавшего права профсоюзов.

    В 1948 г. вступили в силу законы о государственном страховании, государственном здравоохранении и ряд других. Новая система социального страхования предусматривала выплату пособий и пенсий ряду категорий населения.

    Лейбористы  и впоследствии, находясь у власти, использовали национализацию промышленности как одно из средств усиления государственно-монополистического капитала.

    Консерваторы  в отличие от лейбористов привлекали с этой целью другие способы. Они предоставляли огромные субсидии крупным частным монополиям, помогали им снижать издержки производства, прибегали к методам капиталистического программирования экономики. При этом консерваторы, находясь у власти, осуществляли денационализацию ряда предприятий.

    Этот  процесс получил особенно широкое развитие в 80-е годы, когда правительство консерваторов взяло ориентир на сокращение вмешательства государства в экономику, проповедуя идеи свободного рыночного хозяйства и личной инициативы.

    За  последние годы доля государственного сектора в промышленности Великобритании значительно сократилась, и в результате продажи акций государственных предприятий увеличилось число мелких акционеров.

    1. Британская  колониальная империя

    В годы первой мировой войны доминионы  Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья  и людских ресурсов. За это время  значительно усилилась экономика  доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее  добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

    В 1917 г. на очередной имперской конференции  за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи.

    В период после первой мировой войны  доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую  от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи  побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся  форм отношений.

    В наиболее развитом британском доминионе  Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции  канадской буржуазии и усилившиеся  связи канадских монополий с  монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства.

Информация о работе Государственное устройство и правовая система Великобритании в XX столетии