Государственная политика противодействия религиозно-политическому экстремизму в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:35, статья

Описание

Религиозно-политический экстремизм и терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на органы государственной и муниципальной власти, международные организации, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.
Противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму – это деятельность органов государственной и муниципальной власти, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, общественных и религиозных организаций, населения по:

Работа состоит из  1 файл

Экстремизм.docx

— 25.08 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Конференция

 

Тема выступления: «Государственная политика противодействия религиозно-политическому экстремизму в России

 

 

Выполнили:

студентки 5 курса

очной формы обучения

специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Смирнова Ю.И.

Пальгина Д.С.

 

Научный руководитель:

Арутюнова С.Э.

 

 

Балаково, 2012

Государственная политика противодействия

религиозно-политическому  экстремизму в России

 

Религиозно-политический экстремизм и терроризм – это идеология  насилия и практика воздействия  на органы государственной и муниципальной  власти, международные организации, связанные с устрашением населения  и иными формами противоправных насильственных действий.

Противодействие религиозно-политическому  экстремизму и терроризму – это  деятельность органов государственной  и муниципальной власти, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, общественных и религиозных организаций, населения по:

- предупреждению экстремистской  и террористической деятельности, в т.ч. выявлению и последующему  устранению причин и условий,  способствующих совершению террористических  актов (профилактика экстремизма  и терроризма);

- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию  террористического акта (борьба  с терроризмом);

- минимизации и ликвидации  последствий проявлений терроризма.

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [1]. Современный терроризм — это мощные структуры с соответствующим их масштабным оснащением. Он превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и огромным капиталом. Разрушить эту хорошо отлаженную систему террора возможно также только системно, причем комплексно и на всех уровнях, от межгосударственного до первичных звеньев антиэкстремистской и антитеррористической борьбы [2].

В соответствии со п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремизмом понимается:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [3].

Политический экстремизм — относится к наиболее сложным неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. Политический экстремизм часто понимается и как специфическая линия в политике, отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество с политическими оппонентами или противниками, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях — общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы [4].

Необходимо отличать политический терроризм от политического экстремизма, схожего, но не тождественного явления. Понятие экстремизма значительно  шире: террористические методы нередко  используются экстремистскими организациями  для осуществления своих целей. Истоки экстремизма, так же как и терроризма, коренятся в одних и тех же предпосылках: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация и кризис самой власти, неспособной решать вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов (в том числе и «псевдодемократических»), национальный гнет, стремление социальных (политических) групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т.д.

К факторам, порождающим  религиозно-политический экстремизм можно отнести социально-экономические кризисы, меняющие к худшему условия жизни большинства членов общества: ухудшение социальной перспективы значительной части населения, рост антисоциальных проявлений, страх перед будущим, нарастание чувства ущемления законных прав и интересов этнических и конфессиональных общностей, а также политических амбиций их лидеров, обострение этноконфессиональных отношений.

С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у  них, разумеется, различные. Если государство должно устранять социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество должно противодействовать, противопоставляя экстремистским идеям и призывам идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия [5].

Политический и религиозный  экстремизм — это в целом антиконституционная  деятельность. Он опасен в первую очередь  для самой государственности. Он сегодня переходит в ряд явлений,  представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящие время системный  характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному  захвату власти, угрозы государственным  и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты  заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование  и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами боевых операций, осуществление целой серии террористических акций, а том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.

Вышедший за рамки государственных  границ и поддерживаемый системой широких  трансграничных организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных  отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним  является не только государственной, но и международной проблемой.

Задачи на внешнем направлении  противодействия политическому  экстремизму должны органически  вписываться в общую стратегическую линию Российского государства  на установление и поддержание международных  связей. Эта линия отражает новый  этап вступления России в мировое  сообщество, в международную экономическую  и правовую систему, приверженность ее принципам взаимоуважения, конструктивизма, отказа от политики конфронтации, установки  на мирное урегулирование спорных межгосударственных проблем. Стремление Российского государства  к поддержанию и укреплению международной безопасности, вступление в международное антитеррористическое сообщество обусловливает его участие в совместном противодействии этому явлению.

В этой связи важным элементом  реализации государственной политики на рассматриваемом направлении  является сохранение и развитие деловых  связей, многостороннего сотрудничества между российскими правоохранительными  органами, спецслужбами и соответствующими структурами иностранных государств, равно как и между другими  ведомствами, имеющими отношение к  противодействию международному терроризму и другим насильственным посягательствам.

Поддержание контактов с  государствами ближнего и дальнего зарубежья является проявлением  внешних функций Российской Федерации, в частности таких из них, как:

—  участие в защите международной безопасности от акций  политического экстремизма, сотрудничество с другими государствами в  области противодействия террористическим и иным экстремистским акциям;

—  предотвращение угрозы политического экстремизма из дальнего и ближнего зарубежья, недопущение  перерастания региональных конфликтов и войн из ближнего зарубежья на территорию Российской Федерации;

—  поддержание тесного  сотрудничества с другими государствами, прежде всего с СНГ, по вопросам совместного  противодействия акциям международного терроризма;

—  участие в предотвращении и пресечении международных конфликтов, представляющих угрозу международной  и национальной безопасности;

—     оказание помощи иностранным государствам, международным  правоохранительным органам и спецслужбам  в поимке преступных элементов, совершивших  экстремистские акции международного характера и скрывающихся на территории России;

—     участие в  международной правотворческой  деятельности по проблемам борьбы с  экстремизмом и другие.

Действия государственных  органов должны быть адекватными  по их содержанию и активности акциям политического экстремизма. Это  положение имеет чрезвычайно  важное значение для организации  деятельности государственных структур в данном направлении. Его игнорирование  приведет к оказанию воздействия  на отдельные стороны или элементы политического экстремизма, что, в  свою очередь, создаст условия для  его выживания, восстановления через  определенный промежуток времени утраченных им позиций. Поэтому одним из первых и основных требований является нацеленность государства, его компетентных структур на борьбу с явлением, а не с отдельными его формами и проявлениями.

Взаимодействие с субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий, выявления и устранения причин и  условий, способствующих осуществлению  террористической деятельности, координации  деятельности антитеррористических сил  для достижения согласованности  их действий.

Выводы: Государственное противодействие политическому и религиозному экстремизму должно заключаться в системной и последовательной разработке и применении эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе. Для того чтобы осуществлять такую политику, необходим четкий общепринятый научный понятийный аппарат в этой сфере, комплексная правовая база, понимание механизмов проникновения в политику националистических идей, препятствующих реализации эффективной национальной политики и являющихся источником политического и религиозного экстремизма.

Борьба с ними возможна только в рамках единой общегосударственной  системы, в концентрации сил противодействия, включая все силовые структуры, информационные, политические и идеологические ресурсы.

 

Список использованных источников и научной литературы

 

1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" с изм. от 08 ноября 2011 г. // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

2. Луков В.В. Международный терроризм: Новые подходы российских ученых (об актуальных проблемах общественного противодействия). Учебник / М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 328.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" с изм. от 29 апреля 2008 г. // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

4. Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Монография, М.: ИСПИ РАН, 1997. С. 394.

5. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83-92.


Информация о работе Государственная политика противодействия религиозно-политическому экстремизму в России