Формы правления современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, что определение формы правления, является важной составляющей формы государства. Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Содержание

ВведениЕ………………………………………….............................................3
Глава 1. Понятие и классификация форм правления ......4
Глава 2. Монархия в современном государстве ……….....7
2.1 Абсолютная монархия……………………………………………………....9
2.2 Дуалистическая монархия………………………………………………...11
2.3 Парламентарная монархия……………………………………………….11
Глава 3. Республика как основная форма правления в современном государстве.…….………………………..………..14
3.1 Президентская республика………………………………………….…….14
3.2 Суперпрезидентская республика……………………………...................16
3.3 Парламентарная республика……………………………………….…….18
3.4 Республика с монархическими элементами…………………….………24
Заключение.………………………………………………...……………...26
Список использованных источников………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.65 Кб (Скачать документ)

Это означает, что правительство  формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.

В парламентарной республике президент по конституции  нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению ("совету") правительства. В такой  республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве  незначительна. Некоторые вопросы  государственного значения президент  решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных  лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства  о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная  партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов  в другие партии), президент может  проявить самостоятельность в формировании нового правительства (так было, например, в Индии) [3, c. 6].

В парламентарной республике правительство  несет ответственность только перед  парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство  уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент  с обязательным назначением новых  выборов. Если их результат будет  не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство  уходит в отставку.

"Рационализированный парламентаризм" в парламентарной республике. Парламентарная  республика, как и президентская,  тоже испытывает в наше время  давление, направленное на "рационализацию" парламентаризма. Но в данном  случае суть этого давления  состоит в том, чтобы ограничить  возможность использования вотума  недоверия, создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, за послевоенные полвека сменилось более 50 советов министров). С этой целью применяются разные приемы, относящиеся к партийным комбинациям членов парламента (но есть и об ратные комбинации с целью организовать выражение недоверия и "свалить" кабинет).

Существуют и конституционные  способы для создания более стабильного  правительства в парламентарной республике. Одним из наиболее действенных  является "конструктивный вотум  недоверия", предусмотренный конституцией Германии. Во-первых, ответственность  перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а  только его глава (канцлер). Отдельным  министрам недоверие не может  быть выражено, они назначаются и  смещаются канцлером. Во-вторых, бундестаг  имеет право выразить вотум недоверия  канцлеру только при условии, что  проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта: предложение  о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании нового канцлера. Провести такую резолюцию  в парламенте очень трудно, и на практике замена одного канцлера другим имела месте только один раз в 1982г [7, c. 14].

Канцлер может и по своей инициативе поставить вопрос о доверии. Предложение  считается принятым, если за него голосует абсолютное большинство депутатов. Отклонение предложения о доверии  не обязывает канцлера уйти в отставку. Он может обратиться к президенту с просьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага. Право роспуска погашается, если бундестаг в этот промежуток времени изберет абсолютным большинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлер  обязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидают свои посты  и все члены правительства.

Другим примером внедрения "рационализированного парламентаризма" является Франция, в которой это привело к  преобразованию существовавшей по конституции 1946г. парламентарной республики  республику полупрезидентскую, полу парламентарную. В соответствии с конституцией 1958г., разработанной под руководством президенте Франции генерала де Голля, власть президента была усилена таким образом, что он стал центральной фигурой всего государственного аппарата. Прежде всего, были ограничены законодательные полномочия парламента. Теперь он не имеет права принимать законы по всем вопросам общественной и государственной жизни: в конституции есть перечень отведенных ему проблем. Все остальные вопросы решаются на основе применения регламентарной власти: президентом, правительством, министра ми; исполнительная власть издает, по существу, акты с силой закона Президент рассматривается как арбитр в государстве: на него возлагается конституционная обязанность обеспечивать своим арбитражем функционирование государственных институтов. Он выносит на референдум любой вопрос, минуя парламент, и обнародует затем решение референдума в качестве закона. Он председательствует на официальных заседаниях правительства (хотя есть должность премьер-министра). По ст. 16 конституции президент имеет исключительные полномочия в случае политического кризиса, на срок действия этих полномочий в его руках сосредоточивается вся полнота власти (правда, с введением в действие исключительных полномочий автоматически созывается парламент и Национальное собрание не может быть распущено).

Вместе с тем элементы парламентарной республики сохраняются. Назначенное  президентом правительство представляется нижней пала те парламента, излагает свою программу и по традиции просит о  доверии. Парламент может также  принять резолюцию порицания  правительству, что влечет его уход в отставку, но принятие такой резолюции  затруднено: она может быть внесена  не менее чем десятой частью всего  состава нижней палаты и принята  абсолютным большинством голосов списочного состава парламента. Резолюция порицания  с 1958г. была принята всего один раз  в 1982г.

Развитие Франции (особенно в связи  с "разделенным правлением") свидетельствует, что парламент усиливает свои полномочия, а влияние президента ослабляется. Определенную роль в этом сыграли и некоторые решения  Конституционного совета, которые привели, в частности, к тому, что установленное  конституцией ограничение сферы  законодательства парламента практически  не соблюдается, а традиция голосования  по вопросу о вотуме доверия (недоверия) новому правительству остается прочной.

"Рационализированный парламентаризм" Франции оказал влияние на  другие страны (на некоторые франкоязычные  страны Африки, Шри-Ланку и другие  государства). Элементы "рационализированного  парламентаризма" присущи всем  постсоветским полупрезидентским  республикам.

Наряду  с формами республики и монархии есть смешанные формы государства, соединяющие некоторые черты  и той, и другой.

Монархия с республиканскими элементами. Выше уже говорилось о смешанных  формах правления, которые соединяют  черты однопорядковых форм правления: об абсолютной монархии с элементами конституционности, о полудуалистической монархии, соединяющей черты дуалистической и парламентарной монархии, о полупрезидентских, полупарламентарных республиках. Вместе с тем бывают и такие смешанные  формы правления, которые сочетают черты разнопорядковых форм монархии и республики.

  Как говорилось, важнейшим признаком  монархии является то, что глава  государства получает и передает  свой пост по наследству и  пожизненно. В Малайзии главу  государства монарха выбирают  на 5 лет. Он избирается не гражданами  и не парламентом, а Советом  правителей штатов, в состав которого  входят не все главы штатов, а лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы  четырех штатов не являются  наследственными султанами и  потому участия в выборах главы  государства не принимают. Обычно  на пост монарха главы государства  избираются султаны штатов по  очереди, для чего в Совете  правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет  собой своеобразную форму правления выборную (или ротационную) монархию.

Элементы выборности существуют и  в ОАЭ. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на 5 лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет многие функции главы  государства, особенно церемониальные. По своим полномочиям он ближе  к президенту, чем к монарху  абсолютной монархии, каковой являются ОАЭ с их коллективным монархом Сове том эмиров. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего  эмирата Абу-даби, который занимает 86% территории государства. Очередности  занятия поста главы государства  в этой стране нет [7, c. 14].

Мы рассмотрели весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы  государства) в монархической форме  правления. Но существуют и монархические  элементы в республике.

 

 

3.4 Республика с монархическими элементами

 

 

Республика с монархическими элементами. Ранее уже говорилось о пожизненных  президентах. Такая должность, созданная  впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную  борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем  установлена в некоторых странах  Азии и Африки: в 60-х годах в  Индонезии, в 70-х годах в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых  других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный  президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента "духовным вождем народа", основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из таких пожизненных президентов Бокасса пошел еще дальше: провозгласил себя императором Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979г.). В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией [6, c. 234].

Как отмечалось, многих республиканских  черт лишена форма правления, создаваемая  в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным  органом, например парламентом или  особой избирательной коллегией. Они  провозглашаются президентами группой  своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент  в этих условиях распускается, конституция  целиком или в значительной части  отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения  вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных  властей. Таким образом, создается  необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют  республиканские учреждения.

Особая форма республики теократическая республика, где правит мусульманское  духовенство, существует в Иране. В  этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент  и парламент, но главную роль играет. Руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном  мусульманском государстве халифате. Пост Руководителя государства принадлежит  высшему духовному лицу, которое  подбирается мусульманским Советом  экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию  формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода  понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица главы государства, монарха или  президента; с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления  включаются отношения между органами государства и центрами экономической  и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные  органы. Не смотря на данное деление, существовали и иные классификации, которые в  своей основе опирались на личные качества правителя, расстановку политических сил в государстве, от количества правителей и иные критерии, но в  настоящее время они не находят  поддержки у современных правоведов.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархическая форма правления обладает только ей присущими чертами: монарх как  глава государства обладает особым статусом, власть главы государства  передается в установленном порядке  престолонаследия, бессрочность полномочий монарха, несменяемость монарха.

Анализ  политической практики современных  монархических государств показывает, что монархия сохраняется как  резервный политический институт, который  может быть использован в условиях политических кризисов.

В свою очередь республиканская  форма правления характеризуется  тем, что главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями": определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.

Вместе с тем, что эти две  основные формы правления очень  разнятся, в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы правления, в монархии появляются черты республики, а в республике складываются, по существу, монархические элементы, создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики.

Не может  быть одной модели формы правления  для всех государств. Форма правления  зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного  государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует  применять оптимально соответствующую  форму правления именно для данного  государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного  государства.

Информация о работе Формы правления современного государства