Формы правления современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, что определение формы правления, является важной составляющей формы государства. Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Содержание

ВведениЕ………………………………………….............................................3
Глава 1. Понятие и классификация форм правления ......4
Глава 2. Монархия в современном государстве ……….....7
2.1 Абсолютная монархия……………………………………………………....9
2.2 Дуалистическая монархия………………………………………………...11
2.3 Парламентарная монархия……………………………………………….11
Глава 3. Республика как основная форма правления в современном государстве.…….………………………..………..14
3.1 Президентская республика………………………………………….…….14
3.2 Суперпрезидентская республика……………………………...................16
3.3 Парламентарная республика……………………………………….…….18
3.4 Республика с монархическими элементами…………………….………24
Заключение.………………………………………………...……………...26
Список использованных источников………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.65 Кб (Скачать документ)

По своему социальному характеру современные  абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался  на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках  крупной, преимущественно финансовой, буржуазии.

В настоящее  время в мире осталось только 4 государства, форму правления в которых  можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией - это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов - абсолютных монархий.

 

 

2.2 Дуалистическая монархия

 

 

Дуалистическая  монархия - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая  монархия является переходной формой правления, она специфична главным  образом для тех стран, где  существуют сильные пережитки феодализма. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

  К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Кувейт, Люксембург , Монако, Лихтенштейн, ОАЭ . (Кувейт правда иногда относят к абсолютной монархии). [4, c. 263].

 

 

2.3 Парламентарная монархия

 

 

Парламентарная  монархия - конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль.

Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

В парламентарной монархии нет никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области  законодательства, но и в сфере  государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной  фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее, в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а  само правительство - правительством монарха, но, ни министры, ни правительство никакой  ответственности (индивидуальной или  коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма  правительство формируется парламентским  путем и несет ответственность  за свою деятельность только перед  парламентом. В случае выражения  парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в  отставку или глава государства  распускает парламент и назначает  внеочередные выборы.

В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие  от него акты приобретают юридическую  силу только в том случае, если они  контрассигнуются соответствующим  министром. Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической  силы.

Наиболее  типичным примером парламентарной монархии является современная Великобритания. Полномочия британского монарха  не подвергались значительным юридическим  ограничениям, однако в силу действующих  конституционных соглашений, нигде  не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, Корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только Правительство, что находит свое выражение в известной формуле: "Корона не может поступить неправильно".

В Японии введение парламентарной монархии вместо дуалистической было оформлено Конституцией 1947г. По сравнению с откровенно реакционной  Конституцией 1889г. новый Основной Закон  Японии явился значительным шагом вперед на пути к демократизации политической системы страны. Это нашло свое выражение, прежде всего, в том, что  полномочия императора были не только резко сокращены, но и низведены  до чисто номинального уровня [10,c. 213].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Республика как основная форма правления  в современном государстве

 

Понятие республики. Республика форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими права  ми и др.).

Понятие "президент" является общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как "глава государства" (Беларусь, Россия), "глава исполнительной власти" (США), "арбитр" (Франция), "высшее должностное лицо" (Россия с 1991 по 1993 гг.). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ) [3, с. 5].

Есть и иные, искаженные формы  республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым  военным или революционным советом  после государственного переворота, когда президент провозглашается  пожизненным президентом и др.

Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). Особое распространение получила первая из этих форм.

 

3.1 Президентская республика

 

В президентской  республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США - косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время - 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент).

Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства  нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный  голос. В некоторых президентских  республиках он может назначить  также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с  премьером, но фактическим руководителем  правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед  парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство  формируется партией (крайне редко - блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент - это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента - сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте. Иногда конституция прямо устанавливает, что президент является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г).Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).

В президентской  республике осуществляется «жесткое»  разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах это  бывает; например, в 1993 г. президент  Перу приостановил действие конституции  и распустил парламент, назначив, правда, новые выборы), но и парламент  не вправе смещать министров путем  вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность  может быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства - президенту. Ответственность правительства (министров) перед президентом - главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров. [6, c. 233].

В президентской  республике вполне возможна такая ситуация (ее называют «разделенным правлением»), когда правительство сформировано одной партией, а в парламенте большинство мест принадлежит оппозиционной  партии (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста-Рике, США. Своеобразный тип президентства сложился в Российской Федерации. Президент России является главой государства, но не главой правительства. Российский тип президентства нашел свое продолжение в Беларуси, Азербайджане, Армении, и гиперболизированное - в Средней Азии [7, c. 12].

 

 

3.2 Суперпрезидентская республика

 

 

Суперпрезидентская республика. Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая республика, форма президентского абсолютизма.

В настоящее  время в связи с процессами глобальной демократизации в мире таких  форм президентской республики почти  нет, но нельзя исключать появление  их в дальнейшем.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма  правления, которая устанавливается  во многих государствах е результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся  странах: со времени образования  независимых государств в Латинской  Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло  более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными  и привели " созданию новой системы  управления. В этом случае парламент, как правило, распускается  (исключение составила, например, Бразилия, где  в 1964г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются  со своих постов. Создается новый  высший орган военный совет (революционный  совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель лидер  переворота провозглашается президентом  рее публики. На места назначаются  военные губернаторы, коменданты и  др. Из прежних органов сохраняются  обычно гражданские суды, но парад дельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды было в Алжире и дважды в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитарная республика. Впрочем, и в других развивающихся странах используется концепция двойной роли армии (военной и политической) и вооруженные силы служат остовом многих "гражданских" президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых  бывших странах/социалистической ориентации. В отдельные государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным  комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный  ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически  президентом республики. Он получал  лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний  не мог ни отказать в признании  его президентом, ни избрать президентом  другое  лицо. Такой президент  опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший  партийный аппарат [6, c. 235].

 

 

3.3 Парламентарная республика

 

 

Парламентарная республика. Парламентарная республика, особенно в ее "чистом" виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990г.), Вануату в Океании и немногие другие страны. Правда, в последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы.

В парламентарной республике президент  обычно избирается таким образом, чтобы  он не получал свой мандат непосредственно  от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно  гражданами. Применяются различные  способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (на пример, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней пала ты и такое же число депутатов, избранных  представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным  собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в  Индии выборные члены парламента и выборные члены законодательных  собраний штатов [5, c. 161].

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий  парламентарной республики от президентской  или полупрезидентской. Главное  состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как  и в республике президентской, правительство  назначается президентом. Но в отличие  от президентской республики это  формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в  выборе премьер-министра, который потом  определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером  правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет  утверждено парламентом. Поэтому в  парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

Информация о работе Формы правления современного государства