Административный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:37, реферат

Описание

Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика административного процесса
Понятие и основные черты административного
процесса
Принципы административного процесса
Глава 2 Субъекты административного процесса
2.1 Понятие субъекта административного процесса
2.2 Граждане как субъекты административного процесса
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесса
2.4 Предприятия и учреждения как субъекты административного процесса
Глава 3 Особенности административно-процессуальных норм и отношений
3.1 Особенности административно-процессуальных норм
3.2 Особенности административно-процессуальных отношений
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

административка.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

 

 Если норма материального  административного права, определяя  содержание прав и обязанностей  субъектов права, отвечает на  вопрос, что надо сделать (или  не делать) для реализации этих  прав и обязанностей, то норма  процессуального административного права отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут или должны быть реализованы.(3,с.54-56)

 

 В отличие от норм иных  процессуальных отраслей российского  права административно-процессуальные  нормы имеют некоторые особенности. Во-первых, неодинаков круг субъектов, которые правомочны устанавливать процессуальные нормы различных отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодателем, т. е. Государственной Думой, как это предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации.

 

 Что же касается административно-процессуальных  норм, то их создание является  предметом совместной деятельности  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации на основании п.»к» ст.72 Конституции Российской Федерации.

 

 Во-вторых, существуют заметные  различия и в круге субъектов,  применяющих административно - процессуалъные  и иные процессуальные нормы.  Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные  нормы правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих процессуальных законах. В несравненно более широкой сфере государственного управления, в которой реализуются функции разветвленной системы органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.

 

 В-третьих, реализация административно-процессуальных  норм далеко не всегда связана  с необходимостью оказать принудительное  воздействие на участников правоотношений. Элемент принуждения, как таковой, характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм. Поэтому не совсем прав С. С. Алексеев, усматривающий своеобразие функций процессуальных отраслей права в том, что «они направлены прежде всего на регулирование общественных отношений, складывающихся при принудительном осуществлении прав и обязанностей, установленных нормами "материальных отраслей"». Если для уголовно-процессуальных норм их применение носит в основном принудительный характер, то для гражданско-процессуальных и административно-процессуальных он не специфичен.

 

 Итак, административно-процессуальным  нормам присущи две основные  особенности. Первая особенность  заключается в их управленческом  характере, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.

 

 Вторая их особенность состоит  в том, что это — процессуальные  правила, которые регулируют не  все без исключения управленческие  отношения, а те, которые возникают в связи с разрешением индвидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения, прежде всего и главным образом норм материального административного права, т. е. отношений правовых.(10,с.110-115)

 

 Таким образом, административно-процессуальная  норма — это установленное  правомочным государственным органом  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации общее правило, регулирующее при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.

 

 

3.2 Особенности административно-процессуальных  отношений

 

 

1 Административно-процессуальные правоотношения — часть системы правовых отношений, складывающихся в нашем обществе. Как разновидность правовых отношений, они представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями и, следовательно, не могут существовать, так сказать, в «общем» виде как правовое состояние субъекта.

 

2. Административно-процессуальное  правоотношение предполагает определенность  взаимного поведения его субъектов, что предусматривается правовыми нормами; при этом степень определенности взаимного поведения субъектов зависит от содержания административно-процессуального правоотношения, определяемого, в свою очередь, характером той области государственного управления, в пределах которой оно возникает. Степень определенности поведения субъектов административно-процессуального правоотношения обычно закрепляется административно-процессуальными нормами.

 

3. Административно-процессуальные  правоотношения всегда возникают на основе правовых норм.

 

4. Реализация административно-процессуального  правоотношения, как и всякого  правоотношения вообще, обеспечивается  мерами государственного воздействия.  Они весьма разнообразны и  не могут быть сведены только  к мерам принуждения.

 

 Названные четыре признака  административно-процессуальных правоотношений  характеризуют их как разновидность  правовых отношений в целом.(3,с. 57-60) Однако эти признаки еще  не раскрывают специфику административно-процессуальных  правоотношений. Поэтому необходимо обратиться к краткой характеристике их особенностей.

 

 Первая особенность состоит  в том, что административно-процессуальные  правоотношения возникают в сфере  государственного управления, там,  где реализуются правомочия системы  органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные правоотношения, как и материальные административно-правовые отношения, имеют ясно выраженный управленческий характер.

 

 Вторая особенность состоит в том, что названные отношения являются процессуальными. Если первая особенность позволяет предметно обособить административно-процессуальные правоотношения от всех иных, кроме материальных административно-правовых отношений, также возникающих в сфере государственного управления, то вторая особенность дает возможность провести грань между материальными и процессуальными административно-правовыми отношениями. Управленческий характер материальных и процессуальных отношений оказывается фактором, сближающим их. С одной стороны, это позволяет обособить оба вида административно-правовых отношений, с другой — определить сферу распространения административно-процессуальных правоотношений.

 

 Применение административного  права охватывает все категории  индивидуальных дел, которые входят в компетенцию органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Значит применение административно-процессуальных норм происходит там, где у органа исполнительной власти любого уровня возникает необходимость разрешить индивидуально-конкретное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера.

 

 Так же обстоит дело и  с административно-процессуальными  правоотношениями. Подобно тому, как  норма материального права предшествует  в своем действии применению процессуальной нормы, так и материальные отношения следует рассматривать в качестве предварительного условия возникновения административно-процессуального правоотношения.

 

 Эти отношения, как и административно-процессуальные  нормы, также носят вторичный характер, являются средством реализации, прежде всего материальных административно-правовых отношений, а также ряда иных материальных отношений, складывающихся под воздействием материальных норм иных отраслей российского права.

 

 Каждый вид процесса— гражданский, административный и уголовный— представляет собой выражение определенного вида государственно-властной деятельности, урегулированной соответствующими правовыми нормами. Гражданский и уголовный процессы являются юридической формой такой ветви государственной власти России, как правосудие. Административный же процесс связан с властью исполнительной, что существенным образом сказывается на системе отношений, складывающихся при осуществлении административного процесса.(10,с.145-148)

 

 Административно-процессуальные  правоотношения, имея общий с  материальными административно-правовыми  отношениями управленческий характер, отличаются от них рядом признаков,  которые в свой совокупности  и обусловливают их специфические  черты.

 

1. Процессуальное административно-правовое отношение отличается от материального по особенностям возникновения. Для того чтобы возникло материальное отношение, необходимы нормы права, правосубъектность, юридический факт. Для того чтобы возникло административно-процессуальное правоотношение, должна сушествовать еще одна разновидность правовых норм — административно- процессуальные нормы, и, следовательно, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуального правоотношения. Отсутствие материальной нормы делает административно-процессуальное правоотношение беспредметным; если нет процессуальной нормы, то одноименное отношение вообще не возникает.

 

 Весьма своеобразным оказывается и юридический факт, непосредственно порождающий административно-процессуальное правоотношение. Здесь роль юридического факта выполняет соответствующее материальное правоотношение, и притом, как уже отмечалось, не только административно-правовое: ими могут быть материальные отношения, регулируемые иными материальными отраслями российского права.

 

 Вторичный характер административно-процессуального  правоотношения проявляется в  том, что оно предполагает предварительное  существование определенного, так  сказать, первичного материального правоотношения, которое и реализуется через процессуальное правоотношение. Нужно отметить, что если предметом любой материальной отрасли российского права является соответствующее общественное отношение, складывающееся в социально-правовой среде, то предметом регулирования процессуальной отрасли является уже возникшее правовое отношение.

 

 Существование материального  правоотношения в качестве юридического  факта (предпосылки) для административно-процессуального  правоотношения отнюдь не предполагает отсутствия иных юридических фактов (действий, события), поскольку первые, т. с. материальные правоотношения, имеют значение для возникновения данного административно-процессуального правоотношения, а вторые — для его развития, изменения и прекращения. Следовательно, если административно-процессуальное правоотношение возникает на основе определенного материального правоотношения, то изменяется и прекращается оно уже под действием иных юридических фактов.

 

2. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по особенностям регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношение. Если материальные нормы административного права регулируют «статические» отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение имеют действия их субъектов.

 

 В свою очередь действия  участников административно-процессуальных  правоотношений, осуществляемые в предусмотренной законом последовательности, обусловливают известную стадийность развития правоотношения.

 

3. Административно-процессуальные  правоотношения отличаются от  материальных по своему назначению. Задачи административно-процессуальных правоотношений, равно как и любых процессуальных правоотношений, состоят в обеспечении реализации соответствующей материальной нормы. Отсюда следует, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы выступает как средство осуществления определенного материального отношения.

 

 Но было бы неверным ограничивать  «реализующие» возможности и  пределы административно-процессуальных  правоотношений потребностями осуществления  только материальных административно-правовых норм. Эти пределы шире и затрагивают «интересы» ряда других отраслей российского права. Подобно тому, как административно-процессуальные нормы обеспечивает реализацию материальных норм административного, финансового, трудового, семейного и некоторых других отраслей российского права, так и административно-процессуальные правоотношения связаны с реализацией материальных отношений названных отраслей.

 

 Являясь формой реализации  материальных отношений ряда  отраслей российского права, административно-процессуальные правоотношения приобретают определенные оттенки в зависимости от содержания соответствующего материального правоотношения. В этом случае можно говорить о разновидностях административных правоотношений.

 

4. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по своей структуре. Для процессуальных правоотношений вообще характерна более сложная структура, нежели для отношений материальных. У административно-процессуальных правоотношений сложность структуры также выражается в наличии нескольких субъектов, роль которых в данном правоотношении неодинакова. В связи с этим возможно выделить основное административно-процессуальное правоотношение и отношения, которые возникают в связи с основным и являются, так сказать, попутными, вспомогательными.

Информация о работе Административный процесс