Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание

В нашей работе мы рассмотрели такие вопросы, как понятие административного правонарушения, его состав, административную ответственность, предусмотренную нормами административного права и т.д. Мы ставили перед собой задачу глубоко проанализировать спорные вопросы в данной теме и, опираясь на доводы авторов правовой литературы, прийти к своему мнению и привести аргументы в его защиту. К таким спорным вопросам можно отнести: что, в конечном счёте, принимать за объект административного правонарушения, является ли юридическое лицо субъектом административного правонарушения и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по АП.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

    Административные  правонарушения отличаются и от дисциплинарных проступков. Те и другие не являются общественно опасными. Возбуждение  и расследование дел осуществляется органами управления (их должностными лицами), а в ряде случаев и рассмотрение, привлечение к ответственности проводится такими же органами (должностными лицами). В этом они схожи. Нередко у них один и тот же объект посягательства – служебные (трудовые) отношения, субъект правонарушения – работник организации (юридического лица).

    Между тем, административные и дисциплинарные проступки имеют и существенные различия. У них разная нормативная  правовая база. Административные правонарушения формулируются, и даётся описание их составов в нормах административно-деликтного права. Дисциплинарные проступки называются в нормах дисциплинарного законодательства: Трудовом кодексе, уставах и положениях о дисциплине и т.п. Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых (служебных) обязанностей. Подобное же действие, бездействие может быть и административным правонарушением (так называемые правонарушения двойственного характера – дисциплинарно-административные или административно-дисциплинарные). Однако, следует подчеркнуть, что преобладающая часть административных правонарушений не имеет двойственных характер. Они совершаются вне службы, вне служебных отношений, т.е. в процессе нарушения так называемых общеобязательных правил, т.е. правил, где они работают, какую занимают должность, выполняют работу.

    Административные  правонарушения отличаются от дисциплинарных и тем, что первые обеспечиваются мерами административной ответственности, вторые – дисциплинарными. Одни и другие существенно отличаются как по характеру, так и по последствиям в случае их применения. Более того, меры административной ответственности налагаются органами (лицами), с которыми субъект ответственности не находится в служебных отношениях, а дисциплинарные – по подчинённости: руководителем организации в отношении подчинённых.

     

    Пункт 1.3 «Виды административных правонарушений» 

    Квалификация  правонарушений тесно связана с  их составом. Квалификация — это  установление соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава правонарушения, предусмотренного соответствующей нормой КоАП.

    Административные  правонарушения различаются по многим свойствам, классификация которых  приведена ниже.

    По  родовому объекту посягательства в  КлАП деяния делятся на 17 видов правонарушений. Все они нашли отражение в  названиях глав КоАП: против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.1-9.22); против собственности (ст.ст.10.1-10.9); в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст.ст. 11.1-11.52); в области предпринимательской деятельности (ст.ст. 12.1-12.30); против порядка налогообложения (ст.ст.14.1-14.18); против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст.ст.15.1-15.63); против здоровья населения (ст.ст.16.1-16.9); против общественного порядка и нравственности (ст.ст.17.1-17.9); против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 18.1-18.40); в области охраны историко-культурного наследия (ст.ст.19.1-19.7); против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст.ст.20.1-20.13); против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (ст.ст.21.1-21.16); в области связи и информации (ст.ст.22.1-22.13); против порядка управления (ст.ст.23.1-23.64); против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст.ст.24.1-24.12); против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учёта (ст.ст.25.1-25.8).

    По  непосредственному объекту посягательства. Например, правонарушения, предусмотренные  в главе 9, делятся на правонарушения: против здоровья человека (ст. 9.1); против достоинства человека (ст.ст.9.2, 9.3); против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.9.4-9.22).

    По  характеру правонарушения можно  разделить на три вида:

    Собственно  административные правонарушения –  это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений (уголовным, дисциплинарным и т.д.) ни при каких обстоятельствах. Они всегда только административные.

    Правонарушения  двойственного характера – это  такие, которые одновременно являются и административными, и дисциплинарными. Они совершаются по службе, а поэтому их можно называть служебными административными правонарушениями. Такие правонарушения совершаются лицами в сфере служебных (трудовых) отношений путём осуществления своих служебных (трудовых) обязанностей вразрез с правовыми нормами. Одни подобные правонарушения совершаются только должностными лицами, другие – должностными лицами или иными работниками организации. При этом должностные лица не всегда являются обязательными субъектами подобных правонарушений. Например, только должностным лицом могут быть совершены: незаконный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искажённой информации (ст. 9.6). К правонарушениям, которые могут быть совершены должностным лицом или иным работником организации, следует отнести: нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либо предпринимателем порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7) и др.

    Правонарушениями смешанного характера являются такие, которые содержат отдельные признаки первого и второго видов правонарушений, т.е. они могут быть совершены и гражданами, и работниками юридических лиц по службе. Например, загрязнение либо засорение поверхностных или подземных вод (ст. 15.51).

    По  форме вины все административные правонарушения делятся в КоАП на следующие:

    Умышленные  – это те правонарушения, которые  совершаются умышленно. К таким  правонарушениям, например, относятся: административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст.9.1-9.22), нарушения права государственной собственности на недра, на воды, на леса и т.д. (ст.ст.10.1-10.7).

    По  неосторожности (в КоАП предусмотрено  лишь одно правонарушение, которое может быть совершено по неосторожности – повреждение линий и сооружений связи, теле- и радиовещания (ч.2 ст.22.4)).

    Совмещённые – это такие правонарушения, которые  соединяют в себе обе формы  вины – умышленную и неосторожную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 «Состав административного правонарушения» 

    В определении административного  правонарушения (ст. 2.1) указано, что  правонарушение характеризуется и  иными признаками, характеризующие  его как основание административной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения.

    Состав  правонарушения является логической моделью  правонарушения, нормативным понятие  о нем, отражающим типичные признаки, наиболее существенные свойства реального  деяния, самого правонарушения.

    Как мы уже упоминали выше, под составом административного правонарушения понимается совокупность определённых признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение. Данные признаки подразделяются на объективные и субъективные.  Конкретное деяние считается правонарушением только тогда, когда содержит все признаки состава. Эти признаки образуют целое, и находятся во взаимосвязи. В научной литературе для того, чтобы еще больше подчеркнуть подобное единство и  обусловленность признаков состава, некоторые ученые называют систему органичной, а признаки — интегрированными»[6, с. 42].

    Интегрированность признаков состава подчеркивает, что если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невозможно квалифицировать деяние в качестве административного правонарушения.

    Таким образом, мы может сделать вывод, что административное правонарушение состоит из объективных и субъективных признаков. В понятие объективных  признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных — субъект, субъективная сторона.

    Объект  административного правонарушения — это то, что защищается административно-деликтным  законом и на что посягает административное правонарушение.

    Объективная сторона состава административного правонарушения представляет собой акт внешнего поведения — деяния, выраженного в активной форме (действии) или в пассивной форме (бездействии).

    Субъект правонарушения — это тот, кто  его совершил, в деянии которого имеются признаки правонарушения, описанные в КоАП. Им может быть физическое лицо или индивидуальный предприниматель или юридическое лицо Однако некоторые авторы не признают юридическое лицо в качестве субъекта административного правонарушения. Мы же придерживаемся другого мнения. Нашу аргументацию мы привели в пункте III данной главы.

    Субъективная  сторона характеризует психическое  отношение физического лица к  совершаемому противоправному деянию или его последствиям, осознанность своих поступков, поведения. Она  может выражаться в форме умысла или неосторожности.

    Те  характеристики, которые мы дали относительно элементов состава административного  правонарушения не являются полными. Более  конкретно и определённо мы рассмотрим данные признаки в последующих пунктах  данной главы. А сейчас хотелось бы вернуться непосредственно к понятию состава как единого, интегрированного целого, состоящего из данных признаков.

    Итак, «состав преступления всегда включает признаки, характеризующие его четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону преступления»[15, с. 78]. Подобное присуще и составам административных правонарушений.

    Признаки  состава правонарушения многочисленны  и по своему значению могут быть разными. В юридической науке  их делят на обязательные и специальные. Обязательные — это такие, без которых не может быть ни одного состава правонарушения. Такими признаками являются: вина в форме умысла или неосторожности, достижение определенного возраста субъектом правонарушения и его вменяемость. Специальными признаками являются те, которые не свойственны всем, а присущи лишь определенным составам правонарушений наравне с обязательными. Специальными признаками являются: место, время, способ, орудия и средства совершения правонарушения, признаки специального субъекта, повторность совершения правонарушения.

    Все конкретные составы правонарушений в зависимости от признаков, характеризующих  элементы состава, можно подразделить на различные виды (группы):

    По  особенностям конструкции объективной  стороны:

    Материальные  – составы, в которых объективная сторона включает деяние и его последствия. Например, такими являются составы умышленного причинения телесного повреждения (ст. 9.1), причинения имущественного ущерба (ст.  10.7).

    Нематериальные  – составы, объективная сторона  которых включает сам факт совершения деяния вне зависимости от дальнейших последствий, которые могут быть вызваны этим деянием. Например, незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (ст. 11.1), нарушение порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7).

    По  виду субъекта правонарушения:

    Общие – составы, субъектом которых  являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без  гражданства. Например, безбилетный  проезд (ст. 18.30).

    Специальные – составы, требующие присутствия  специального или отдельного субъекта правонарушения. Немалую группу специальных составов представляют должностные правонарушения, т.е. такие, которые могут быть совершены только должностными лицами. Например, невыполнение должностными лицами банков обязанностей по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, а также бесконтрольная выдача клиентам наличных денег (ст. 11.29).

    Смешанные – составы, которые допускают  разные виды субъектов: физические и  юридические лица, предприниматели. Например, нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами возможно гражданином, должностным лицом, индивидуальным предпринимателем. Вина в этом нарушении может быть и у юридического лица (ст. 15.4).

    По  способу отражения (описания) в законе признаков состава:

    Простой состав, содержащий четкое указание на конкретное деяние. Например, неявка по вызову в военный комиссариат  без уважительных причин для приписки к призывному участку (ст. 25.1).

    Альтернативный  состав правонарушения, описывающий не одно деяние, а два и более варианта. Правонарушением будет считаться совершение одного, нескольких или всех названных в диспозиции деяний.

Информация о работе Административные правонарушения