Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение темы административных отношений. Изучение их признаков, элементов, содержания и видов.

Содержание

Цели и задачи 3
Введение 4
1 Основные признаки и элементы системы административно-правовых отношений 5
1.1 Основные признаки 5
1.2 Основные элементы системы 7
1.2.1 Субъекты 7
2 Понятие, содержание и виды административных правоотношений 9
2.1 Содержание административно-правовых отношений 9
2.2 Особенности административных правоотношений 14
2.3 Элементы административного правоотношения 15
2.4 Виды административного правоотношения 18
3. Правонарушения в административном праве 20
3.1 Понятие и признаки административного правонарушения 20
3.2 Состав административного правонарушения 21
3.3 Виды административных правонарушений 24
4 Административная ответственность 25
4.1 Понятие и принципы административной ответственности 25
4.2 Основание административной ответственности 27
4.3 Административные взыскания 29
Заключение 31
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 61.04 Кб (Скачать документ)

2.4 Виды административного правоотношения

Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового  регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных  видов административно-правовых отношений. Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости  от оснований и общих признаков:  

1) по содержанию: материальные и процессуальные; 

2) по направленности отношений:

◊ внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

◊ внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.). 

3) в зависимости от характера юридических фактов:

  • порождаемые правомерными действиями;
  • порождаемые неправомерными действиями.

 

  4) в зависимости от государственного устройства:

= между федеральными органами  и исполнительными органами субъектов  федерации;

= между одноуровневыми  исполнительными органами субъектов  федерации;

= между исполнительными  органами разноуровневых субъектов.  

5) в зависимости от особенностей участников отношений:

◊ между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

◊ между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

◊ между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

◊ между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

◊ между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

◊ между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

◊ между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

◊ между субъектом исполнительной власти и гражданами;

◊ между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. 

6) по способу защиты:

≈ защищаемые в административном порядке;

≈ защищаемые в судебном порядке.  

7) по направленности связей:

♦ вертикальные – отношения  «власть-подчинение»;

♦ горизонтальные – между  субъектами исполнительных органов. 

8) по функциям права:

* регулятивные

* охранительные. 

9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения:

› отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции;

› отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);

› административно-правовые споры – отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству;

› отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

В государственном управлении регулируются также отношения, возникающие  в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (административный) – он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами.

Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей – судебной и законодательной. 

3. Правонарушения в административном праве

 

 

3.1 Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Определяющими для правонарушения являются следующие признаки:

a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;

b) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;

c) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права. Поведение субъекта должно быть сопряжено с нарушением норм административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового, экологического и т.п.), которые охраняются государством. Здесь возможно два варианта: во-первых, когда установлен запрет совершения определенных действий, во-вторых, когда закрепляется обязанность совершить или не совершить определенные действия;

d) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя.

e) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

Для разграничения правонарушений между собой используется конструкция  юридического состава правонарушения.  

3.2 Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения, которыми являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 

Объективная сторона - представляет собой проявление противоправного поведения вовне. С позиции права только действием (бездействием) или в отдельных случаях вербальной активностью (нецензурная брань, оскорбление, клевета и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правам и интересам.

По своему составу деяния могут быть простыми, содержащими одно (единое) действие или сложными, состоящими из нескольких самостоятельных действий, растянутыми во времени или совершенными группой лиц.

К элементам объективной  стороны правонарушения относится  причинная связь между деянием  и наступившими последствиями и  причиненный вред.

Совокупность признаков (элементов), характеризующих внешнее  проявление правонарушения (объективную  сторону), можно разделить надва вида: 

    • Основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями;
    • Факультативные: время, место, способ, признак «другого лица».

Объект  - это совокупность общественных отношений, возникающие в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых мерами административной ответственности. В административном праве в общем объекте условно различают:

● Родовые объекты – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта: 

= по отрасли общественной деятельности, в которой складываются общественные отношения родовые объекты, как отношения в промышленности, в социальной сфере, сельском хозяйстве, на транспорте;

= по содержанию охраняемых общественных отношений: права и свободы граждан, порядок управления, государственный и общественный порядок, различные формы собственности и др.

● Видовые объекты – обособленная группа общественных отношений, общих для проступков одного рода:

= по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.).

● Непосредственный (основной) объект – конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением;

● Дополнительный - конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства;

● Факультативный - общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением.

Субъективная сторона  правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному  им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям. Основным элементом субъективной стороны правонарушения является наличие вины в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонадеянность или небрежность, халатность).

Субъект. Административное право различает индивидуальные(физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений.

В числе индивидуальных субъектов  правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки отражающие: 

◊ особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);

◊ прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);

◊ иные особенности правового статуса (военнослужащие, сотрудники налоговой и таможенной служб, иностранные граждане).

В связи с особенностями  общественных отношений в сфере  государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил  должностных лиц, под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти.

Субъективная сторона правонарушения воплощается в понятии деликтоспособности правонарушителя. Признание правонарушением виновного деяния возможно лишь в случае, когда такое деяние находилось под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли, т.е. возможности выбрать правомерный вариант поведения вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр., являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия.

В соответствии с российским законодательством граждане могут  быть признаны субъектами административного  правонарушения по достижении 16 лет. При  этом в отношении лиц от 16 до 18 лет применяется особый порядок  рассмотрения совершенных ими административных правонарушений и к ним применяются  меры, предусмотренные Положением о  комиссиях по делам о несовершеннолетних.

 

 

3.3 Виды административных правонарушений

 

С учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления выделяют виды административных правонарушений:

a) в экономической сфере:

- в области охраны собственности;

- в сфере финансов, налогов  и сборов, рынка ценных бумаг;

- в промышленности, строительстве  и энергетике;

- в области связи и  информации;

- на транспорте;

- в сельском хозяйстве;

- ветеринарии и мелиорации  земель;

- в предпринимательской  деятельности;

- таможенные правонарушения;

- в сфере охраны окружающей  среды и природопользования;

b) социальной сфере:

- посягающие на права  граждан;

- посягающие на здоровье  населения;

- в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучие  населения;

- общественную нравственность;

c) в административно-политической сфере:

= посягающие на институты  государственной власти;

= против порядка управления;

= связанные с защитой  государственной границы;

= нарушения режима пребывания  иностранных граждан и лиц  без гражданства;

= посягающие на общественный  порядок и общественную безопасность;

= нарушения воинского  учета;

= в области дорожного  движения;

Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими  отраслями права. 

Информация о работе Административные отношения: их признаки и элементы, содержание и виды