Административно-правовые методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:00, реферат

Описание

Любая социальная система нуждается в управлении, т. е. в деятельности определенных субъектов по руководству элементами этой системы. Управляющие оказывают упорядочивающее воздействие на людей, обеспечивая согласованность их действий, оберегая общество от нежелательного поведения управляемых. Управление обязательно базируется на подчиненности одного лица другому, на определенной иерархии, возникающей между людьми.

Содержание

Введение 3
1. О подходах к пониманию административно-процессуального права. 4
2.Предмет административно-процессуального права как самостоятельной отрасли российского права. 6
3. Система административно-процессуального права. 8
4. Источники административно-процессуального права. 9
5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права. 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Админимтративнопроцессуальное право.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Стало быть, в сферу действия той или иной процессуальной отрасли «попадает» соответствующее материальное правовое отношение. Иначе и быть не может, ибо фактическое отношение, приобретая форму правового отношения с целью достижения правового результата, может это сделать только с помощью соответствующих процессуальных норм российского права, регулирующих процедуру достижения требуемого или желаемого юридического результата».

Во-вторых, на предмет  процессуальной отрасли права «несомненное влияние оказывает и наличие  соответствующего вида процесса — гражданского, административного и уголовного. Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил её отправления.

… нормативное регулирование  процессуальной деятельности определенных органов государственной власти составляет немалую задачу соответствующей  процессуальной отрасли российского  права. В наиболее сложном виде эта задача стоит перед административно-процессуальным правом, от которого требуется надлежащее регулирование широкой и многообразной процессуальной деятельности многочисленных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В-третьих, «На предмете процессуальной отрасли российского  права несомненно отражается то обстоятельство, что помимо «обслуживания» своих, одноименных  отраслей, они участвуют в необходимых  масштабах в реализации определенных групп правовых норм и иных материальных отраслей российского права».

В-четвертых, «Поскольку отношения, регулируемые материальным административным правом, входят основной частью в предмет административно-процессуального права, постольку характеристика предмета материального административного права в принципе будет приемлема и для характеристики предмета процессуального административного права. …

Полностью разделяю мнение, согласно которому предмет материального  административного права «составляют  управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с практической деятельностью механизма реализации исполнительной власти».

Административное право  часто проявляет свою регулятивную роль и там, где действуют нормы  иных материальных отраслей российского права, т. е. там, где складываются управленческие по своей сути отношения, входящие в предмет трудового, финансового, природоохранного, предпринимательского и даже гражданского и других отраслей права, что не исключает, однако, их из механизма административно-правового регулирования.

«В итоге можно сказать, что предмет административно-процессуального  права представляет собой сложное  структурное явление, объединяющее три составные части;

а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;

б) те общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т. е. осуществления исполнительной власти и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти;

в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и  некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

… самая существенная особенность предмета любой процессуальной отрасли российского права …  состоит в том, что если в предмет  материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессуальной отрасли входят уже не только эти отношения, ставшие теперь уже правовыми под воздействием норм данной отрасли материального права, но и процессуальная деятельность соответствующих государственных органов, в первую очередь органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому у процессуальной отрасли двуединая задача — регулировать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реализации, т. е. определенную разновидность процесса, — с другой.

Отсюда следует, что предметом регулирования  административно-процессуального права  являются материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами.

В конечном счете можно  сказать, что предметом административно-процессуального права Российской Федерации являются материальные правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации».

3. Система  административно-процессуального права

Система общественных отношений, составляющих предмет регулирования административно-процессуального права,  лежит в основе и предопределяет соответствующее системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли, обеспечивающих реализацию этих отношений.

Элементами системы  любой отрасли права выступают  институты данной отрасли, т.е. группы правовых норм регулирующие однородные по характеру виды общественных отношений, входящие в предмет правового  регулирования данной отрасли права.

Мнений по поводу системы  административно-процессуального права, как и самих сторонников выделения  данной отрасли в качестве самостоятельной  отрасли российской правовой системы, немного.

Основой таких представлений  является мнение В.Д.Сорокина. С его точки зрения, основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений.

Первая группа норм составляет Общую часть административно-процессуального права. Она регулирует вопросы общего свойства, магистрального характера, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т. е. составляющих её производств в целом, основы правового положения её участников и др.

Другая большая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих  главным образом в ходе осуществления  того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.

Общая часть, по мнению В.Д.Сорокина включает группы норм (институты) регулирующие:

1) статус участников  административного процесса;

2) порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления;

3) контрольно-надзорную  деятельность в целях обеспечения  законности при рассмотрении  индивидуально-конкретных дел органами  исполнительной власти.

Особенная часть включает группы норм (институты), регулирующие следующие производства:

1) по принятию нормативных  актов государственного управления;

2)  по предложениям  и заявлениям граждан и обращениям  организаций в сфере государственного  управления;

3) по административно-правовым жалобам и спорам;

4) производство по  делам о поощрениях;

5) регистрационное; 

6) лицензионное;

7) исполнительное;

8) по делам об административных  правонарушениях; 

9) по дисциплинарным  делам.

Мнение о делении  административно-процессуального права на общую и особенную части, и содержание общей части разделяют и другие авторы. Мнение о содержании особенной части обусловлено представлениями авторов о структуре административного процесса. К примеру, С.Н. Махина в рамках особенной части выделяет административно-договорное производство, процедуры реализации мер административного принуждения, производство об обжаловании нормативных правовых актов.

В данном курсе лекций помимо перечисленных В.Д.Сорокиным  производств, в рамках особенной  части курса административно-процессуального права рассматриваются

10) контрольно-надзорное  производство и 

11) производство по  применению отдельных мер административного  предупреждения и административного  пресечения.

4. Источники  административно-процессуального права

В юридической науке и юридической  практике под источником права понимают нормативный юридический акт, содержащий общие правила поведения субъектов, опубликованный в официальном издании.

Учитывая особенности предмета регулирования административно-процессуального права, который охватывает материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами, можно говорить об источниках административно-процессуального права в широком и узком смысле.

В широком смысле под источниками  административно-процессуального права  следует понимать официально опубликованные и (или) доведенные до адресата юридические акты, содержащие нормы материального права, реализация которых обеспечивается посредством административно-процессуальной деятельности, и юридические акты, содержащие нормы, регламентирующие эту административно-процессуальную деятельность.

В узком смысле источником административно-процессуального  права следует считать официально опубликованный и (или) доведенный до адресата юридический акт, содержащий административно-процессуальные нормы. Такого рода акты принимают прежде всего органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По количеству и разнообразию источников система источников административно-процессуального  права, по сути не отличается от системы источников материального административного права.

В зависимости от правовых свойств  источников административно-процессуального  права их система включает в себя следующие виды нормативных юридических  актов.

Конституция Российской Федерации — нормативный юридический акт, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Ряд норм Конституции  Российской Федерации, наряду с материально-правовым имеют достаточно выраженное административно-процессуальное содержание. Так, например, граждане Российской Федерации имеют право: свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

Граждане России имеют  равный доступ к государственной  службе (ч. 4 ст. 32), имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) и т. д.

Важное значение для  административно-процессуального права  имеет ст. 115, закрепляющая полномочия Правительства Российской Федерации по изданию постановлений и распоряжений, юридических актов, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы. В иерархии нормативных юридических актов как источников права они занимают вторую строку, вслед за Конституцией Российской Федерации. Этот факт достаточно красноречиво свидетельствует о важности данного источника административно-процессуального права.

К числу федеральных  конституционных законов, содержащих административно-процессуальные нормы, в частности, относятся: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 г. «О военном положении».

Федеральные законы. Это основная по численности группа законодательных источников, многие из которых содержат нормы административно-процессуального права. Назову несколько таких федеральных законов: от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действии и решений, нарушающих права и свободы граждан», от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве», от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Информация о работе Административно-правовые методы государственного управления