Административное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:08, доклад

Описание

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны нести в современном правовом государстве ответственность за принимаемые ими решения и осуществляемые действия (бездействие), за издание незаконных правовых актов управления, за необоснованное применение к физическим или юридическим лицам мер административного принуждения. Важнейшим правовым институтом, защищающим нарушенные органами исполнительной власти права и свободы человека и гражданина, является административное судопроизводство.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 20.66 Кб (Скачать документ)

1. Понятие административного производства

 

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные  и муниципальные служащие должны нести в современном правовом государстве ответственность за принимаемые ими решения и  осуществляемые действия (бездействие), за издание незаконных правовых актов  управления, за необоснованное применение к физическим или юридическим  лицам мер административного  принуждения. Важнейшим правовым институтом, защищающим нарушенные органами исполнительной власти права и свободы человека и гражданина, является административное судопроизводство.

Административное  производство представляет собой определенный законами и подзаконными актами порядок  процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических  и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Административное  производство представляет собой совокупность форм и методов обеспечения порядка  рассмотрения административных дел. В порядке административного производства разрешаются административные дела, возникающие в сфере государственного управления и регулирования, споры, возникающие из административных правоотношений, дела по защите прав и свобод граждан в сфере управления.

Все эти  дела можно разделить на четыре категории:

во-первых, обжалование гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, нарушающих их права преимущественно публичного характера (об отказе предоставить публичную информацию, определенные документы, провести регистрацию юридических действий, об ограничениях и нарушениях в процессе выборов, о препятствиях к занятию должности на государственной службе);

во-вторых, споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых актов последних (ненормативные акты Правительства, министерств и ведомств, а также региональных органов исполнительной власти, так и нормативные акты, нарушающие права других органов, организаций и граждан);

в-третьих, тематические споры (правонарушения в сфере бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможенного законодательства);

в-четвертых, в сфере административного судопроизводства могут быть споры о компетенции в системе органов исполнительной власти (между Президентом РФ, Правительством РФ и министерствами, ведомствами и др.).

Административное  производство основано и действует  на присущих только ему принципах.

Принципы  административного производства - фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера. Это основание системы норм административного процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей системы процессуальных законов.

Анализ  действующего законодательства позволяет выделить следующий состав принципов административного производства:

- осуществления правосудия только судом. Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В административном процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место.

Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

 а)  когда спор о праве рассматривается  несколькими органами, в число  которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица принимает суд;

б) на суд  возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в  суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Правосудие  – специальный вид государственной деятельности и осуществляется только судьями, наделенными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме, установленной процессуальным законом;

- принцип независимости судей. Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). Независимость судей – важнейший принцип правосудия.

Судьи рассматривают  и разрешают административные дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Независимость судей обеспечивается целым рядом  конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции РФ), конкретизированных в нормах законодательства о судебной системе Российской Федерации1.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел  судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение;

- принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Равенство в процессуальных правах организаций  не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчиненности, географических факторов и иных обстоятельств;

- принцип государственного языка. В силу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей юрисдикции являются федеральными судами, поэтому судопроизводство в них должно вестись на государственном языке.

Судопроизводство  по административным делам ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, на территории которой находится соответствующий суд. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке или на любом свободно выбранном языке общения.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих  языком судопроизводства, — безусловное основание к отмене судебного решения;

- принцип гласности. В административном процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской федерации»). Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия;

- принцип законности. Законность в деятельности судов означает полное соответствие всех их постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права, т.е. закону.

Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа в Российской Федерации. Человек, его права и свободы, говорится в ст. 2 Конституции РФ, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

- принцип диспозитивности. Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц и в первую очередь сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Этот принцип определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую. В соответствии с принципом диспозитивности возбуждение  дела, определение предмета и основания иска, обжалование решения, обращение его к исполнению зависят от волеизъявления стороны (истца). Начало диспозитивности пронизывает все административное судопроизводство от возникновения конкретного  дела до исполнительного производства.

- принцип состязательности. Истоки принципа состязательности находятся в противоположности материально-правовых интересов сторон в административном процессе. Если принцип диспозитивности определяет возможности сторон и других лиц, участвующих в деле, по распоряжению объектом спора и движением процесса, то принцип состязательности определяет их возможности и обязанности по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции.

- принцип процессуального равноправия сторон. Суть данного принципа выражается в установленных процессуальным законом равных возможностях сторон на защиту своих прав и интересов. Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону.

Таким образом, административное производство – порядок  рассмотрения и разрешения споров, возникающих в сфере государственного управления, регулирования, а также из административных правоотношений. Основу административного производства составляют его принципы.

 

1 Папелиашвили Г. Административно-процессуальная защита прав и свобод граждан // Законность. 2003.

№ 10. С. 15 – 17.

 


Информация о работе Административное производство