Административно –правовые отношения: понятие, содержание, особенности и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:24, реферат

Описание

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения)
сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. 1. Понятие административного правоотношения.

1. 2. Основные черты административного правоотношения.


1. 3. Структура административного правоотношения.

1. 4. Юридические факты в административном праве.


II. Виды административных правоотношений

2.1. Основные и неосновные административные правоотношения;

2.2. Субординационные и координационные административные
правоотношения;

2.3. Вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве;

2.4. Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения;

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

МГСУ.docx

— 29.86 Кб (Скачать документ)

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся  к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение  административно-правового отношения.

Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение  государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Под неправомерными действиями понимаются те, которые не соответствуют  требованиям административно-правовых норм, нарушают их. К таким относятся  административные или дисциплинарные проступки, как наиболее характерные  для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К таким относятся  также бездействия (пример, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть, стихийное бедствие). 

 

 

  

 

 

 

II.  ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

2.1. Основные и неосновные административные правоотношения.

Административно-правовые отношения  классифицируются по многим критериям.

Первоначально выделяются две  группы административных правоотношений:

а) отношения, непосредственно  выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой  отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они  именуются как основные;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его  осуществлением; характеризующиеся  как неосновные правоотношения;

Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны  с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести  отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

Вторая группа характеризуется  тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно  в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между  собою соподчиненностью. Так два  министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или  согласования взаимных управленческих вопросов и т.д. 

 

2.2. Субординационные  и координационные    административные правоотношения.

Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены  на авторитарности (властности) юридических  волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует. 

Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает  с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы  Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной  среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.

Наиболее значительный интерес  представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру  взаимодействия их участников. Таким  образом, выделяются вертикальные и  горизонтальные правоотношения. 

 

2.3. Вертикальные  горизонтальные  правоотношения в административном  праве.

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового  регулирования и типичных для  государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом  и объектом управления. Часто они  возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает  соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган  государственного управления).

Горизонтальными административно-правовыми  отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и  юридически равноправны. В них отсутствует  юридически-властные веления одной  стороны, обязательные для другой. Такие  отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями  таких отношений могут служить  действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.  

 

2.4. Внутриаппаратные  и внеаппаратные правоотношения.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические  нормы закрепляют систему органов  исполнительной власти, организацию  службы в них, компетенцию органов  и служащих, их взаимоотношения, формы  и методы внутриаппаратной работы в  государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы  исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами  в них выступают соподчиненные  исполнительные органы и их структурные  подразделения, а также должностные  лица. Сюда же можно отнести отношения  органов исполнительной власти с  подчиненными им организациями, а также  отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися  и т.д. Во втором случае выступают  отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это  и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так  как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает  в роли “третьего лица”. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые  урегулированы нормами административного  права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной (представительной) и  судебной власти, а также органов  прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере “ внутренней ” жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта  деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с  особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и  предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные  с финансовыми, - финансовое право. Поэтому  необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением  тех, которые регламентированы другими  отраслями права Российской Федерации.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Список  использованной  литературы:

1. Конституция Российской  Федерации, Москва, Изд. Новая  Волна, 1996г, стр.62.

2. Административное право  Российской Федерации. Изд. А.П.  Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.

3. Административное право.  Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК,  Москва, 1996г., стр. 355.

4. Общая теория права.  Том 1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.


Информация о работе Административно –правовые отношения: понятие, содержание, особенности и виды