Административная ответсвенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:19, реферат

Описание

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

Содержание

1. Административная ответственность …………………………………………2
1.1. Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности………………………………………..2
1.2. Законодательные основы административной ответственности……….....4
1.3. Освобождение от административной ответственности…………………..7
1.4. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности……………………12
2. Административное наказание……………………………………………….15
2.1. Понятие и виды административных наказаний………………………….15
2.2. Характеристика отдельных административных наказаний. Особенности и условия правомерности их применения……………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

АП реферат.docx

— 47.99 Кб (Скачать документ)

    Содержание  административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами  административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти  отношения. В то же время особенность  правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что  ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить  который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения  в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они  содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие  личность, ущемляющие ее права и  блага.

    Содержание  административных наказаний состоит  в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они  применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

    Разумеется, административным, как и уголовным  наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит  в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

    Добровольное  исполнение правонарушителем наложенного  на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так  как государство всегда оставляет  за собой право принудить виновного  претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его  имущество). Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание  причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем  уголовное наказание. Вместе с тем  признак меньшей суровости может  быть принят лишь с оговоркой, поскольку  содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных  прав, дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствует о мягкости этих мер.

    Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера  совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и  имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности  способствует то обстоятельство, что  административно-правовые санкции, как  правило, являются относительно-определенными. Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции  без маркировки составляет в отношении  граждан - от 20 до 25 МРОТ; должностных  лиц - от 40 до 50 МРОТ; юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.12 КоАП); мелкое хищение  влечет наложение административного  штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ (ст. 7.27 КоАП). Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.

    Согласно  действующему законодательству административные наказания характеризуются той  особенностью, что их назначает широкий  круг государственных органов и  должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в  единоличном, так и в коллегиальном  порядке: должностными лицами органов  исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих  органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.

    С рассмотренной особенностью административного  наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется  в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов  и их должностных лиц по разбирательству  и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается  самой сущностью административного  правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и  очевидны, что одно и то же должностное  лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение  о назначении наказания, и даже тут  же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но несмотря на относительную простоту, порядок  производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному  наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены  полномочным органом виновному  в совершении административного  правонарушения лицу (физическому или юридическому), не находящемуся в его непосредственном подчинении.

    Применение  административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает  особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

    Применение  административного наказания в  случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов: 1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив  может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

    Кодекс  об административных правонарушениях (ст. 4.6) устанавливает, что состояние  административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания  исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или  санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока  считается не подвергавшимся административному  наказанию.

    2.2. Характеристика отдельных административных наказаний. Особенности и условия правомерности их применения

    Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие  виды административных наказаний:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного 

      правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) дисквалификация.

    В отношении юридического лица могут  применяться только первые четыре вида административных наказаний.

    Административные  наказания, перечисленные в п. п. 3 - 8 названной выше статьи, устанавливаются  только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом.

    Предупреждение  и административный штраф могут  вводиться и применяться на основании  законов субъектов РФ об административной ответственности. Данная система административных наказаний характеризуется рядом  особенностей. Во-первых, эта система  является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

    Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

    В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут  устанавливаться и применяться  в качестве как основного, так  и дополнительного наказания; другие административные наказания могут  устанавливаться и применяться  только в качестве основных. За конкретное административное правонарушение может  быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой  статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

    В-четвертых, эта система включает наказания  морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

    Предупреждение  применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших  незначительные нарушения установленных  правил, когда они не носят резко  выраженного антиобщественного  характера.

    Предупреждение  может налагаться, если оно предусмотрено  соответствующей статьей Кодекса  об административных правонарушениях  или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

    Применение  предупреждения к правонарушителю  влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем  Кодекс (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение  его к более строгой ответственности.

    Предупреждение  является административным наказанием и может повлечь наступление  определенных правовых последствий  только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано  иным установленным способом в решении  должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право  управления маломерным судном).

    От  предупреждения как меры административного  наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой  средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

    Административный  штраф - денежное наказание, назначаемое  нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или  их полномочными представителями в  пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

    Нормы административного права предусматривают  штраф в двух формах: с указанием  пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

    Штраф предусмотрен законодательством в  качестве взыскания почти за все  виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться  не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов РФ.

    Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они  выражаются в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда без учета  районных коэффициентов, установленному законодательством РФ на момент окончания  или пресечения правонарушения. Эта  величина не является постоянной и  корректируется с учетом инфляции законом  РФ.

    Во-вторых, размер штрафа может соответствовать  кратной стоимости предмета административного  правонарушения на момент его окончания  или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать кратной  стоимости похищенного, утраченного  и поврежденного имущества. Например, ст. 7.27 КоАП устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества путем  кражи, мошенничества, присвоения или  растраты влечет наложение административного  штрафа в размере до трехкратной  стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера  оплаты труда (МРОТ); ст. 15.25 КоАП предусматривает  за нарушение установленного порядка  зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности - штраф в размере  стоимости работ, услуг и результатов  интеллектуальной деятельности, явившихся  предметами административного правонарушения. В этих случаях размер штрафа не может превышать трехкратного размера  стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

    В-третьих, штраф может быть равен сумме  неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного  штрафа. Так, сокрытие или занижение  фактически полученных доходов налогообложения  влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

    В-четвертых, размеры штрафов в сфере таможенного  регулирования определяются в величинах  кратного размера стоимости товаров  и (или) транспортных средств, явившихся  предметами административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы  неуплаченных таможенных платежей.

    Кодексом  установлено, что размер административного  штрафа, налагаемого на граждан и  исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1 тыс. минимального размера оплаты труда.

Информация о работе Административная ответсвенность