Административная ответственность: понятие, основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание

Юридическая ответственность, в том числе и административная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений, выражающих наступивший для него правовой урон. Не только в административном, но и в уголовном праве используются различные дефиниции, характеризующие реакцию государства («профилактика», «предупреждение», «предотвращение» и «пресечение»).
Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение

Работа состоит из  1 файл

Административная ответственность.docx

— 40.08 Кб (Скачать документ)

     Оперативность - максимально короткие  сроки.

     Экономичность - минимум материальных  затрат и сжатые сроки действий.

     Ответственность за ненадлежащее  ведение процесса - должностные лица, виновные в нарушении процессуальных  норм, принятии неправильных решений,  несут установленную законом  юридическую ответственность.

     Компетентность означает, что далеко  не все субъек­ты исполнительной  власти наделены полномочиями  административно-юрисдикционного характера.

     Охрана интересов личности и  государства означает необходимость  надлежащего использования сторонами  административно-юрисдикционного процесса  своих прав, гарантий прав и  законных интересов личности, интересов  государства.

     Принцип доступности выражается  в беспрепятственной воз­можности  каждой из сторон участвовать  во всех стадиях рассмот­рения  индивидуального дела и др.

     В административном процессе  принимают участие различные  лица, перечень которых соответствует  в основном  участникам административного  права.

 

 

     Участники административного процесса - лица, обладающие административно-процессуальной  правосубъектностью, которая включает  правоспособность и дееспособность.

     Правоспособность - способность лица  иметь в силу административно-  процессуальных норм субъективные  права и юридические обязанности.

     Дееспособность - установленная административно-процессуальными  нормами способность лица своими  действиями реализовывать права  и обязанности в административном  процессе.

     Виды участников административного  процесса:                        

      1) Физические лица:

       ~ Граждане РФ, лица с двойным  гражданством, граждане СНГ (кроме  РФ), иностранные граждане, лица без  гражданства.

       ~ Служащие общественных объединений  и иных негосударственных формирований

     2) Юридические лица:

       » Государственные органы, предприятия  и учреждения.

       » Государственные служащие.

       » Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.

2. Административно-процедурное  производство

     В своей совокупности разнообразные  управленческие действия охватываются  понятием административно-проце­дурного  процесса или же административно-процедурного  произ­водства.

     Отличия административно-процедурного  производства от административно-юрисдикционного  заключается в основном в следую­щем. Предметом процедурного производства  являются индивиду­альные административные  дела бесспорного характера. В  рамках, процедурного производства  правовая оценка поведения того  или иного лица не является  обязательной. Она может иметь  место в ка­честве одного из  условий удовлетворения тех или  иных ходатайств (например, при регистрации,  выдаче лицензии и т.п.), причем  чаще всего предметом правовой  оценки служат соответствующие  документы (учредительные и т.п.).

     Процедурное производство не  имеет своим результатом приме­нение  принудительных мер. Его результат  — удовлетворение за­конных запросов  физических или юридических лиц,  а также обес­печение эффективной  работы управленческого аппарата. Нако­нец, в рамках процедурного  производства возможно совершение  правоохранительных действий, но  их характер иной: сам факт  вы­дачи разрешения или проведения  регистрации свидетельствует о  том, что разрешенная или зарегистрированная  деятельность соот­ветствует требованиям  законности.

     Наиболее важные виды процедурного  производства следующие:

      a. лицензионно-разрешительное;

      b. регистрационное;

      c. правотворческое (в смысле порядка  подготовки правовых актов управления).

    1. Лицензионно-разрешительное производство

     Отдельные виды деятельности  осуществляются на основании  лицензии — специального разрешения  органов, уполномоченных на ведение  лицензирова­ния. Основы лицензирования  установлены Федеральным законом  «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 8 августа  2001 г.

     Лицензия является официальным  документом, который раз­решает  осуществление указанного в нем  вида деятельности в течение  установленного срока, а также  определяет условия его осуществления.

     Органы, уполномоченные на ведение  лицензионной деятель­ности, могут  приостановить действие лицензии  в случаях: пред­ставления владельцем  лицензии соответствующего заявления;  об­наружения недостоверных данных  в представленных для получе­ния  лицензии документах; нарушения  лицензиатом условий действия  лицензии и т.п.

     Лицензирование в настоящее время  является одной из самых распространенных  форм разрешительной системы,  которая имеет различные формы  своего выражения.

     Разрешительная система распространяется  также на проведе­ние собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пи­кетирования.

   2. Регистрационное производство

     Регистрация — акт офици­ального  признания законности соответствующих  действий и право­вых актов,  осуществляемых, как правило, органами  Министерства юстиции РФ и  МВД России. Органы юстиции осущест­вляют  государственную регистрацию нормативных  правовых актов, уставов общественных  и религиозных объединений юридических  лиц и прав на недвижимость, действует регистрационный учет  граждан.

   3. Производство по принятию правовых  актов управления

     Это — пример административных  процедур, используемых пре­имущественно  в интересах наиболее эффективной  работы испол­нительного аппарата  по применению административно-правовых  форм и административно-правовых  методов реализации исполни­тельной  власти: подготовка проектов актов,  их обсуждении, визи­рование, правовая  экспертиза, обсуждение, принятие, регистрация, опубликование и исполнение.

3. Административная  юрисдикция

      Источниками админи­стративного  процесса в юрисдикционном смысле  являются возникающие в сфере  государственного управления споры  между сторонами регулируемых  административно-правовыми нормами  управленческих общественных отношений.  Это — споры о праве административном, или же административно-правовые  споры.

     Первой особенностью административной  юрисдикции является ее специфический  предмет — конкретный административно-правовой  спор.

     Вторая особенность ад­министративной  юрисдикции состоит в правовой  оценке поведения сторон возникшего  спора, что является важнейшим  условием, обеспечивающим основанное  на законе, справедливое и эффективное  разрешение, административ­но-правового  спора.

     Третьей особенностью административной  юрисдикции является возможность  или необходимость примене­ния  соответствующих мер юридической  ответственности к ви­новной  стороне административно-правового  спора.

     С учетом этих особенностей  административная юрисдикция это  административно-процессуальная деятельность  пол­номочных исполнительных органов  (должностных лиц), осу­ществляемая  во внесудебном порядке с целью  рассмотрения и разрешения возникающих  в сфере реализации исполнительной  власти административно-правовых  споров, правовой оценки по­ведения  их участников и применения  к виновной стороне в необ­ходимых  случаях мер юридической ответственности.

     Два момента этого определения  необходимо особо подчеркнуть.  Это — защита прав и законных  интересов граждан — участни­ков  административно-правового спора  и возможность примене­ния в  результате разрешения конкретного  спора мер администра­тивной  или дисциплинарной ответственности.

     Административную юрис­дикцию можно  также определить как административно-процессу­альную  деятельность, осуществляемую во  внесудебном либо судебном порядке  с целью рассмотрения и разрешения  админи­стративно-правовых споров  и применения административно-принудительных  мер.

Виды  административно-юрисдикционного производства

     Действующим административным правом  закреплен порядок разрешения  индивидуальных дел, в основе  которых лежит кон­кретный спор  о праве административном.

     Вариантами такого вида административно-юрисдикционных  производств являются:

      = производство по делам об  административных правонарушениях;

      = дисциплинар­ное производство;

      = производство по жалобам.

      Дисциплинарное производство состоит  в приме­нении дисципли­нарных  взысканий к лицам, совершившим  такое правонарушение как дисципли­нарный  проступок, предусмотренный нормами  права. В отношении государственных  служащих речь идет о совершении  ими служебных проступков (неисполне­ние  или ненадлежащее исполнение  обязанностей по должности).

     Производство по наложению дисциплинарных  взысканий на служащих в настоящее  время регламентировано различными  нор­мативно-правовыми актами, в  связи с раз­личными формами  государственно-служебных отношений  (собственно государственная служба, военная служба, служба в органах  внут­ренних дел, в органах  налоговой полиции и т.п.). Кроме  того, на государственных служащих  распространяются в соответствую­щих  случаях нормы трудового законодательства  и правила внут­реннего трудового  распорядка. Дисциплинарное взыскание  может быть наложено, как правило,  руководите­лем, обладающим в отношении  подчиненных работников дисцип­линарной  властью в порядке служебного  подчинения. Поэтому можно говорить  о наличии специального субъекта  применения этой власти.

    Производство по жалобам. Жалобы  всегда связаны с представ­лением  жалобщика о том, что его  права или законные интересы  нарушены действиями или правовыми  актами должностных лиц исполнительных  органов. Для установления правомерности  либо необоснованности такого  рода акций граждан, а также  в интересах защиты их субъективных  прав и предусматривается специальное  производство. Его предметом является  прямо выраженный спор о праве  административном.

     Жалоба подлежит проверке, т.е.  требуется расследование, изу­чение  содержащихся в ней сведений. Решение по жалобе должно быть  мотивированным, положительное решение  — обоснованным, а ис­полнение  решения — организованным. Оно  своевременно сообща­ется гражданину.

     Если гражданин не согласен  с решением по жалобе, т.е. она  не удовлетворена, он вправе  обжаловать это решение в администра­тивном  порядке в вышестоящий исполнительный  орган или в суд.

     Нарушение порядка рассмотрения  жалоб граждан влечет за собой  дисциплинарную ответственность  должностных лиц.

     Решение по жалобе в пользу  заявителя по общему правилу  вле­чет за собой отмену или  изменение обжалованного действия (ре­шения), а также ответственность  должностного лица, чьи дейст­вия  были признаны в административном  или судебном порядке неправильными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№.12 Административно – правовые режимы

Понятие и  признаки административно–правового  режима

Правовой  режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки  административно-правовых режимов:

- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

-регламентируются, в основном, нормами административного права;

-закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

-вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

-широко применяются административные методы воздействия;

-вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

-нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

13.2. Назначение  и правовая основа административно-правовых  режимов

Административно- правовые режимы назначаются:

для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих  важное государственное значение;

определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные  противопожарные, санитарные, природоохранные  и иные мероприятия;

Информация о работе Административная ответственность: понятие, основные признаки