Административная ответственность: поняие, основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание

Административная ответственность как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
Понятие, признаки административной ответственности…………………..6
Цели, функции и стадии административной ответственности…………...10
Характеристика оснований административной ответственности………..13
Глава 2. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности………………………………………………….16
Глава 3. Особенности института административной ответственности
3.1 Особенности административной ответственности должностных лиц…..18
3.2 Особенности административной ответственности юридических лиц…..21
3.3 Особенности административной ответственности физических лиц…….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

готовая курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

Наличие у должностных  лиц права совершать те или  иные действия властного характера в некотором роде и предопределяет особенности их административной ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в круг их служебных обязанностей (в основном это распространяется на различного рода руководителей). Так, например, директор магазина, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушением санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары. Следует также отметить, что противоправное поведение должностных лиц, как правило, наносит более существенный вред, нежели аналогичное поведение простых граждан, в силу чего законодатель, регламентируя санкции в виде административного штрафа за те или иные противоправные деяния, устанавливает более суровые их размеры для должностных лиц по сравнению с обычными гражданами. Причем оплачивать штрафные санкции эти лица должны из собственных средств. Относить наложенные на должностных лиц штрафы на счет соответствующих предприятий, учреждений и организаций запрещено.

 

 

3.2 Особенности  административной ответственности  юридических лиц

 

Впервые институт административной ответственности юридических лиц  был закреплен в 1993 г. в Таможенном кодексе РФ, в ст. 230 которого содержалось определение понятия нарушения таможенных правил, являющегося по своей юридической природе разновидностью административного правонарушения. Причем, формулируя это понятие, законодатель сознательно не указывал такого важнейшего признака правонарушения, как вина, при этом в следующей статье (ст. 231) оговаривая, что физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности, т. е. виновно, а предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, т. е. вина (по сути субъективная сторона правонарушения) юридического лица здесь роли не играла и доказыванию в процессе производства по делу не подлежала. Позже институт административной ответственности был введен в налоговом и ином отраслевом законодательстве.

С принятием нового КоАП РФ, изменившем не только определение  понятия административного правонарушения, прямо указав не только в качестве его возможных субъектов и  юридическое лицо, но и что только виновно совершенное деяние может рассматриваться как административное правонарушение и повлечь административную ответственность, ситуация в этом вопросе не только стала единообразной в стране, но и отвечающей требованиям законности в ее широком смысле. В законодательстве определилось два подхода к определению виновности юридических лиц:

- объективный, сформулированный  в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, когда вина  юридического лица определяется  с точки зрения государственного  органа, назначающего административное  наказание, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению,

- субъективный, сформулированный  в ч. З ст. 2.1 КоАП РФ, когда  вина юридического лица определяется  как отношение его администрации  (конкретных должностных лиц)  к совершенному противоправному деянию.

Такой подход, именуемый  в юридической литературе как  принцип двусубъектности ответственности, когда назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от административной ответственности  заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо, также был впервые сформулирован в Таможенном кодексе РФ1993г.( ч.7 и 8 ст.231).

Исходя из смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, вина юридического лица определяется через вину физических лиц, занимающих руководящие должности в органах  управления юридического лица, входящих в совет директоров (наблюдательный совет) либо осуществляющих специальные полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, и в силу этого ответственных за их выполнение. Так, например, вина отделения железной дороги как юридического лица за неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы (ст. 16.4 КоАП РФ) характеризуется тем, что представитель перевозчика — ответственное должностное лицо пограничной железнодорожной станции, зная о том, что действующим таможенным законодательством предусматривается обязательная подача в таможенный орган уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 139 ТК РФ), сознавая противоправный характер своего бездействия, не соблюдает и не желает соблюдать данное требование или в силу каких-либо субъективных причин безразлично относится к этому.

Характеризовать административную ответственность юридических лиц, исходя из общего понимания юридической  ответственности как обязанности претерпевать неблагоприятные последствия виновно совершенного противоправного деяния, было бы несколько неточно, поскольку применение административного наказания в отношении юридического лица осуществляется не только с целью предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (как это отмечено в ст. 3.1 КоАП РФ), но также и с целью обеспечения выполнения юридическим лицом как своих обязанностей, так и законных требований государственных органов. Поэтому можно определить понятие административной ответственности юридических лиц следующим образом: административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения совершения новых правонарушений.4

Общие принципы административной ответственности юридических лиц  сформулированы в ст. 2.10 КоАП РФ.

Юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях  разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что  установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют как в отношении физического, так и в отношении юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо. При  присоединении юридического лица к  другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Причем во всех этих случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

 

3.3 Особенности  административной ответственности  физических лиц

 

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста, при достижении которого наступает административная ответственность на общих основаниях.

Административной ответственности  подлежит физическое лицо, которое  совершило в день, следующий за днём достижения им возраста шестнадцати  лет административное правонарушение.

Особенности административной ответственности граждан Российской Федерации и иных физических лиц, относящихся к категории специальных субъектов административной ответственности, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранным же юридическим лицом следует считать юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как нормами внутреннего российского законодательства, так и положениями международных договоров России с другими государствами. Действующее законодательство (ст. 1202 ГК РФ) исходит из того, что гражданская правоспособность, организационно-правовая форма, вопросы создания, реорганизации и ликвидации (в том числе и вопросы правопреемства), порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей определяются по праву той страны, где учреждено юридическое лицо.

В то же время в соответствии с положениями ст. 2.6 КоАП РФ иностранные  граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица, совершившие  на территории Российской Федерации  административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, т. е. наравне с российскими лицами и между собой.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном  шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16 (невыполнение правил ведения судовых документов), ст.ст. 8.17— 8.20 (нарушение правил или условий действия лицензий; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований; нарушение правил захоронения отходов и других материалов; незаконная передача минеральных или живых ресурсов), ч. 2 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль) КоАП РФ, также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Единственное исключение из сформулированного выше правила  содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой  вопрос об административной ответственности  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (имеется в виду дипломатический иммунитет, консульский иммунитет и иммунитет членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию) и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В отношении же иностранных юридических лиц (равно как и лиц без гражданства) закон никаких оговорок на этот счет не делает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и поэтому обладает всеми признаками юридической ответственности

Общие признаки юридической ответственности:

- является средством  охраны правопорядка;

- нормативно определена  и состоит в применении, реализации  санкций правовых норм;

- ее фактическим основанием  является правонарушение;

- сопровождается государственным  и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;

- неразрывно связана  с государственным принуждением, с отрицательными для правонарушителя  последствиями (морального или  материального характера), которые  он обязан претерпеть;

- реализуется в соответствующих  процессуальных формах.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется  следующими особенностями:

- основанием административной  ответственности является административное правонарушение;

- субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

- мерой административной  ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;

- административные наказания  применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;

- административные наказания  применяются полномочными субъектами  к неподчиненным им правонарушителям;

Информация о работе Административная ответственность: поняие, основные черты