Административная ответственность: поняие, основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание

Административная ответственность как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
Понятие, признаки административной ответственности…………………..6
Цели, функции и стадии административной ответственности…………...10
Характеристика оснований административной ответственности………..13
Глава 2. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности………………………………………………….16
Глава 3. Особенности института административной ответственности
3.1 Особенности административной ответственности должностных лиц…..18
3.2 Особенности административной ответственности юридических лиц…..21
3.3 Особенности административной ответственности физических лиц…….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

готовая курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

 

Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную. Все эти функции взаимосвязаны и в той или иной степени проявляются во всех видах юридической ответственности. При этом выделяют также и компенсационную (восстановительную) функцию юридической ответственности, которая характерна в основном для гражданской (материальной) ответственности.

Первая функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. 

Вторая функция проявляется  в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.  

Третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.

Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, выделяют и такую  функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения  последствий вреда возможного правонарушения — ограничительная функция. Она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация.2

В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказания как меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

Рассматривая  юридическую (в том числе и  административную) ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом статусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответственности).

Можно выделить следующие основные самостоятельные  стадии:

1) стадия возникновения  юридической ответственности (начинается  с момента совершения правонарушения  и длится до момента обнаружения  его должностными лицами компетентных  государственных органов);

2) стадия конкретизации юридической ответственности (начинается с момента обнаружения правонарушения должностными лицами компетентных органов государства и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);

3) стадия реализации  юридической ответственности (начинается  с момента вступления в законную  силу правоприменительного акта  государственного органа, признающего  факт совершения правонарушения  конкретным лицом, и заканчивается  моментом окончания исполнения наказания (взыскания).3

 

 

 

1.3 Характеристика  оснований административной ответственности

Существуют  три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание  административной ответственности - это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным  правонарушением как фактическим  основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Оно характеризуется  следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение - это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие; во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее  все признаки административного  проступка деяние может быть фактическим  основанием административной ответственности  лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условиями привлечения  к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие  или соответственно отсутствие следующих  обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне  является антиобщественным вредоносным  деянием, дезорганизующим систему  общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера - преступлением.

Под составом административного  проступка понимается установленная  законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее  деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности

 

Административная ответственность  обладает общими признаками, свойственными  юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи следующие  специфические черты, характерные только для этого вида юридической ответственности:

- Административная ответственность  регулируется нормами института  административной ответственности,  которые содержаться в законах  и подзаконных актах, тогда  как уголовная ответственность  устанавливается только законами(Уголовным Кодексом РФ); дисциплинарная - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих;

материальная - законодательством  о труде и гражданским законодательством;

- Основанием административной  ответственности является административное  правонарушение. Основанием уголовной  ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок;  материальной - причинение материального  вреда;

- Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Субъекты уголовной ответственности - только физические лица;

- За административное  правонарушение применяются административные  взыскания, а к примеру за  преступления - меры уголовной ответственности; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания;

- Административные взыскания  применяются широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц  исполнительной власти, местного  самоуправления, судами (судьями), тогда  как меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

- Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока, а к примеру применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершенное преступление, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнения с работу;

- Меры ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях, тогда как уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности института административной ответственности

 

3.1 Особенности  административной ответственности  должностных лиц

В соответствии с положениями  ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под  должностным лицом  в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Данное определение  понятия «должностное лицо» впервые  появилось в законодательстве об административной ответственности  именно с принятием в 2001 г. КоАП РФ и является более емким (более  широким), нежели почти аналогичное  определение, закрепленное в ст. 285 УК РФ, поскольку в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица (если законом не установлено иное) несут административную ответственность так же, как и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом под организационно-распорядительными следует понимать такие функции, как руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности к подчиненным, а под административно-хозяйственными — такие, как управление и распоряжение имуществом или денежными средствами.

Понятием организации  охватываются юридические лица, как  преследующие извлечение прибыли в  качестве своей основной деятельности (коммерческие организации, создаваемые  в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий), так и не преследующие такой цели (некоммерческие организации, создаваемые в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных фондов, а также в других, предусмотренных законом формах. (ст. 50 ГК РФ)

Примером оговорки «если  законом не предусмотрено иное»  может служить примечание к ст. 15.3 КоАП РФ:  «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», согласно которому административная ответственность в отношении должностных лиц в данной статье, а также в статьях 15.4—15.9 и 15.11 КоАП РФ применяется ко всем указанным в ст. 2.4 КоАП РФ лицам, за исключением лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нормы Особенной части  КоАП РФ построены таким образом, что в отдельных случаях в  диспозиции или в санкции тех  или иных статей указываются конкретные должностные лица, выступающие в качестве субъектов административной ответственности. Так, например, в диспозиции ст. 5.29:  «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения» КоАП РФ в качестве субъекта правонарушения напрямую указывается работодатель, в диспозиции ст. 5.36:  «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей» — руководитель учреждения, в котором находятся дети, в ст. 8.16:  «Невыполнение правил ведения судовых документов» — капитан судна.

Информация о работе Административная ответственность: поняие, основные черты