Управление информационными ресурсами в здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание

Информационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления

Содержание

Информационный менеджмент в здравоохранение, принципы сбора и
анализа данных.
Источник информации в медицине и здравоохранение.
Данные как источник информации (первичный, вторичный, объективный,
субъективный).
Управление медицинской информацией и информацией общего характера в
медицинских организациях.
Классификация медицинской и фармакологической информации.
Информационные системы и принципы их построения, типы, уровни
сложности, этапы и принципы разработки и внедрения современных
информационных технологий в сфере обращения лекарственных средств.

Работа состоит из  1 файл

Реферат менеджемнт ОЗ.doc

— 256.44 Кб (Скачать документ)
  1. идентификатор врача,
  2. идентификатор пациента,
  3. время начала приема,
  4. список назначений,
  5. время окончания приема.

   Целью предлагаемого подхода к информатизации здравоохранения является формирование в течение 15-20 лет национальной информационной сети охраны здоровья и внедрение современной информационной технологии ее функционирования, которая обеспечит сбор и обработку всей необходимой и достаточной информации для оптимизации затрат на здравоохранение и повышение эффективности лечебной работы.

   Персональный сетевой информационный ресурс врача.

   Молодой врач, выпускник медицинского ВУЗа, - это наиболее подготовленная, с позиций внедрения методов информатизации, категория субъектов системы охраны здоровья. С другой стороны, это наиболее слабое звено в системе охраны здоровья, которое особенно остро нуждается в информационной поддержке из-за недостатка практического опыта.

   Информационная поддержка молодого врача должна быть обеспечена государством в форме гарантий постоянного эффективного доступа в информационную сеть системы здравоохранения (национальное и международное информационное пространство здравоохранения) и в форме долгосрочного кредита выпускнику медицинского ВУЗа, который может выдаваться одновременно с вручением диплома (лицензии). Кредит необходим для покрытия затрат на приобретение современных инструментов информационной поддержки, необходимых для эффективной лечебной практики. В состав этих инструментов должны входить: персональный (личный) компьютер (ноутбук) с соответствующим программным обеспечением, личное средство мобильной связи, обеспечивающее круглосуточный оперативный доступ к глобальной сети здравоохранения. Кроме того, государство должно взять на себя затраты на открытие и хостинг персонального сайта лицензированного врача, который должен быть оснащен типовой программной поддержкой на основе Web и Grid сервисов.

   Персональный сетевой информационный ресурс врача предназначен для:

  1. Обеспечения надежного постоянного доступа врача к общегосударственным и мировым информационным источникам здравоохранения;
  2. Снижения риска выработки неправильного диагноза и плана лечения;
  3. Фиксации результатов взаимодействия с пациентом и формирования 

        личной истории врачевания;

  1. Информирования финансирующих и статистических государственных органов о фактах оказания медицинских услуг и новых назначениях (заявкок на дополнительные медицинские услуги);
  2. Участия в формировании коллективной памяти эффективных методов лечения;
  3. Уменьшения непроизводительных затрат времени на оформление документов, необходимых в лечебной практике;
  4. Получения директивной и методической информации.

   История личного врачевания хранится как в базе размещенной в личном компьютере (ноутбуке), так и базе персонального сетевого ИР врача. Репликация (сведение) этих баз данных должна происходить при каждом подключении к сети, что будет способствовать надежному хранению и постоянному повышению степени защищенности информации. Кроме того, полная информация ИР врача может быть восстановлена из фрагментов, хранящихся в персональных сетевых информационных ресурсах пациентов, которым были оказаны медицинские услуги данным врачом. Структурная целостность ИР врача может быть проверена по данным из баз финансовых и статистических органов, в которых автоматически фиксируются факт и результаты взаимодействия врача и пациента.

   Типовое программное обеспечение ИР врача должно обеспечивать:

  1. эффективную работу по формированию документов лечебной практики;
  2. эффективное подключение к глобальной сети как по проводной, так и беспроводной схеме;
  3. репликацию (сведение) личной базы данных, хранящейся в личном компьютере, с ее образом в сети;
  4. эффективные способы защиты информации.

   Персональный ИР врача должен быть максимально приближен к источникам, обеспечивающим информационную поддержку функции финансирования здравоохранения. В связи с этим функцию хостинга персональных сетевых ИР врача данного региона целесообразно решать на базе вычислительных и телекоммуникационных средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (или территориального фонда социального страхования).

   Персональный сетевой информационный ресурс пациента.

   Рождение нового гражданина России связано с возникновением обязательств государства по охране его здоровья, которые зафиксированы в основном законе - конституции России. Поэтому государство обязано и заинтересовано в предоставлении новому гражданину полиса обязательного медицинского страхования и оценке его здоровья уже в первые три дня его жизни.

   Персональный сетевой информационный ресурс пациента предназначен для:

  1. Хранения данных о страховании здоровья и жизни пациента;
  2. Интегрирования антропометрической и генетической информации пациента;
  3. Интегрирования данных о состоянии здоровья пациента;
  4. Сохранения данных об истории болезней пациента;
  5. Информирования финансирующих и статистических государственных органов о фактах оказания медицинских услуг и заявках на новые услуги;
  6. Периодической автономной оценки состояния здоровья на основе накопленных данных;
  7. Формирование запросов на оказание экстренных медицинских услуг.

   По нашему мнению ИР пациента до совершеннолетия пациента должен финансироваться в полном объеме государством и находиться под управлением системы здравоохранения, то есть под управлением государства, которое должно гарантировать надежность хранения и защиты этой информации.

   Право иметь копию ИР пациента на личном компьютере пациента и возможность управлять информацией в рамках заданного программного обеспечения должно быть определено законом и связано с моментом превращения гражданина России в налогоплательщика. До этого момента ИР пациента должен быть доступен только из сети системы здравоохранения.

   ИР пациента, как и ИР врача, должен быть максимально приближен к потокам информации, связанным с обеспечением информационной поддержки функции финансирования здравоохранения. Для этого целесообразно использовать провайдера, который выполняет свои функции на базе вычислительных и телекоммуникационных средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (или территориального фонда социального страхования) и обеспечивает хостинг персональных ИР пациента, проживающих в данном регионе.

    Пример использования ИР врача и пациента

   Онлайновое приложение для формирования медицинской услуги (ИР врача) получает информацию о запросе от стороннего Web-сервиса (ИР пациента) и предоставляет ее врачу. Врач может выбрать ту информацию, которая его заинтересовала, и запросить более детальную информацию. Онлайновая региональная медицинская служба использует один из сторонних Web-сервисов для получения этой информации.

   После того, как врач выбрал данные для диагноза, он формирует и фиксирует собственный диагноз и делает назначения - заказ на дополнительную медицинскую услугу. Онлайновое приложение использует один из своих внутренних процессов для записи диагноза в ИР врача и пациента. Затем онлайновое приложение для формирования медицинской услуги просит врача подтвердить диагноз и назначения, после чего устанавливает определенный период, в течение которого врач должен подтвердить свой решение. Если этого не будет сделано в течение, например, минуты, то врач получает уведомление о том, что время истекло.

   После подтверждения решения врача онлайновое приложение для формирования медицинской услуги фиксирует услугу данного врача в ИР врача и пациента и формирует заявку на необходимую внешнюю услугу. Для этого оно использует один из существующих сторонних Web-сервисов. Оно использует один Web-сервис для проверки лицензии врача, а другой - для верификации и выдачи запроса на дополнительную медицинскую услугу. Оба этих шага должны быть обработаны как логическая единица всей работы; сбой одного из сервисов приведет к тому, что врач получит сообщение о невозможности выполнить операцию. Если лицензия врача успешно проходит проверку, а услуга выполнима, онлайновое приложение фиксирует назначение и поставку медицинской услуги данным врачом. Врач может размещать более одной заявки на дополнительные услуги; каждая из них будет обрабатываться как отдельная логическая единица.

   Для того чтобы увеличить число информационных каналов оказания медицинских услуг и иметь возможность сотрудничать с другими региональными системами, онлайновая региональная медицинская компания может представить приложение «Поставка медицинской услуги» как Web-сервис. В случае простого Web-сервиса шаги, перечисленные выше, могут быть преобразованы ("мэппированы") в операции в WSDL-файле (Web Services Description Language - WSDL). Используя программное обеспечение для Web-сервисов, например, редактор Microsoft VBA или внешнее приложение, вызывающее Web-сервис, врач может вызывать эти операции, описанные на WSDL, для того, чтобы фиксировать поставку медицинской услуги. При этом он продает собственную услугу и заказывает необходимую внешнюю, то есть отвечает и за продажу собственной услуги и за заказ сторонней медицинской услуги (направление к другим специалистам, проведение конкретных обследований, оперативное вмешательство, состав фармацевтических препаратов и т.п.).

   При агрегировании нескольких сервисов для создания составного сервиса поставки медицинских услуг они должны иметь общий контекст. Элемент контекста (<context>) формирует среду для выполнения определенных действий. Он также следит за тем, чтобы набор действий выполнялся как единая группа и чтобы все действия в рамках контекста могли иметь общий набор деклараций, исключительных событий и свойств транзакций.

   Определение контекста имеет локальные свойства и определения локальных процессов. Локальные свойства доступны только для действий, выполняемых в рамках этого контекста. Определения локальных процессов указывают именно те процессы, которые могут быть инициированы в рамках данного контекста. Для того чтобы вызвать внутренний процесс или осуществить его генерацию, он должен находиться в рамках такого контекста, где видимы определения локальных процессов.

   В листинге, приведенном ниже, определение локального процесса имеет различные контексты для поставки и заявки медицинской услуги. Если в процессе покупки услуги случается ошибка, то она не выходит за рамки этого процесса. А, например, если контексты не определены, то ошибка в процессе поставки может прервать доступ врача к Web-сервису вместо того, чтобы перенаправить это состояние в состояние заявки дополнительной услуги.

    

   5. Классификация медицинской и фармакологической информации.  

   До 60-х гг. XX века функция информационных систем была проста: диалоговая обработка запросов, хранение записей, бухгалтерский учет и другая электронная обработка данных (electronic data processing - EDP). Позже, в связи с появлением концепции управленческих информационных систем (management information systems-- MIS), была добавлена функция, направленная на обеспечение менеджеров необходимыми для принятия управленческих решений отчетами, составленными на основе собранных о процессе данных (information reporting systems).

   В 70-х стало очевидно, что жестко заданные формы результатов систем подготовки отчетов не отвечают требованиям менеджеров. Тогда появилась концепция систем поддержки принятия решений (decision support systems - DDS). Эти системы должны были обеспечить менеджеров специализированной и интерактивной поддержкой процессов принятия уникальных решений проблем в реальном, быстроизменяющемся мире.

   В 80-х развитие мощности (быстродействия) микро-ЭВМ, пакетов прикладных программ и телекоммуникационных сетей дало толчок к появлению феномена конечного пользователя (end user computing). С этого момента конечные пользователи (менеджеры) получили возможность самостоятельно использовать вычислительные ресурсы для решения задач, связанных с их профессиональной деятельностью, не завися от посредничества специализированных информационных служб. С пониманием того, что большинство менеджеров высшего уровня не используют непосредственно результаты работы систем подготовки отчетов или систем поддержки принятия решений, появилась концепция (executive information systems - EIS). Эти системы должны обеспечивать высшее руководство жизненно важной для них информацией, преимущественно о внешнем мире, в момент, когда им это необходимо и в формате, который они предпочитают. Крупным достижением было создание и применение систем и методов искусственного интеллекта (artifical intellegence - AI) в информационных системах. Экспертные системы (expert systems - ES) и системы баз знаний (knowledge-based systems) определили новую роль информационных систем. Сегодня они могут обеспечить менеджеров качественными рекомендациями в специализированных областях.

Информация о работе Управление информационными ресурсами в здравоохранение