Управление информационными ресурсами в здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание

Информационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления

Содержание

Информационный менеджмент в здравоохранение, принципы сбора и
анализа данных.
Источник информации в медицине и здравоохранение.
Данные как источник информации (первичный, вторичный, объективный,
субъективный).
Управление медицинской информацией и информацией общего характера в
медицинских организациях.
Классификация медицинской и фармакологической информации.
Информационные системы и принципы их построения, типы, уровни
сложности, этапы и принципы разработки и внедрения современных
информационных технологий в сфере обращения лекарственных средств.

Работа состоит из  1 файл

Реферат менеджемнт ОЗ.doc

— 256.44 Кб (Скачать документ)

   3. Данные как источник информации (первичный, вторичный, объективный, субъективный). 

   Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

   Свойства информации:

   1. Объективность информации

   Информация -- это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

   Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.

   2. Достоверность информации

   Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  1. преднамеренное искажение (дезинформация);
  2. искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  3. когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

   3. Полнота информации

   Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

   4. Актуальность (своевременность) информации

   Актуальность -- важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

   5. Полезность или бесполезность (ценность) информации.

   Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

   Самая ценная для нас информация -- достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.  

   Существует две системы классификации: иерархическая и фацетная. При иерархической классификации множество объектов последовательно разбиваются на соподчиненные подмножества.

   Формы представления информации

   Информация - очень емкое понятие,  в которое вмещается весь мир: все разнообразие вещей и явлений, вся история, все тома научных исследований, творения поэтов и прозаиков. И все это отражается в двух формах - непрерывной и дискретной.  Обратимся к их сущности.

   Объекты и явления характеризуются значениями физических величин. Например, массой тела, его температурой, расстоянием между двумя точками,  длиной пути (пройденного  движущимся  телом), яркостью света и т.д.  Природа некоторых величин такова, что величина может принимать принципиально любые значения  в  каком-то диапазоне.  Эти  значения  могут быть сколь угодно близки друг к другу, исчезающе малоразличимы, но все-таки, хотя бы в принципе, различаться,  а количество значений, которое может принимать такая величина, бесконечно велико.

   Такие величины называются непрерывными величинами, а информация, которую они несут в себе, непрерывной информацией.

   Слово "непрерывность"  отчетливо выделяет основное свойство таких величин - отсутствие разрывов, промежутков между значениями,  которые может принимать величина.  Масса тела - непрерывная величина,  принимающая любые значения от 0 до бесконечности.  То же  самое  можно  сказать о многих других физических величинах - расстоянии между точками,  площади фигур, напряжении электрического тока.

   Кроме непрерывных существуют иные величины, например, количество людей в комнате, количество электронов в атоме и т.д. Такого рода величины могут принимать только целые значения, например,  0, 1, 2, ..., и не могут иметь дробных значений. Величины, принимающие не всевозможные,  а лишь вполне определенные  значения,  называют дискретными.  Для дискретной величины характерно, что все ее значения можно пронумеровать целыми числами 0,1,2,...Примеры дискретных величин: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность); буквы алфавита; цвета радуги.

   Можно утверждать, что различие между двумя формами информации обусловлено  принципиальным различием природы величин.  В  то же  время непрерывная и дискретная информация часто используются совместно для представления сведений об объектах и явлениях.

   Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит здесь за единицу времени.

   Увеличение роли и значения информации в современном обществе безусловно велика. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два паза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

   В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.

   Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.

   Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи. 

4. Управление медицинской информацией и информацией общего характера в

   медицинских организациях

   В развития массового применения информационных средств и технологий, обеспечивающий достижение и поддержание уровня информированности субъектов здравоохранения, необходимого и достаточного для кардинального улучшения охраны здоровья каждого гражданина России. Процесс охраны здоровья в России реализуется в результате взаимодействия следующих основных субъектов:

  1. медицинских менеджеров,
  2. медицинских экономистов и бухгалтеров,
  3. медицинского персонала (врачей, фельдшеров, медицинских сестер),
  4. обеспечивающего медицинского персонала (санитарок, поваров, водителей и т.п.) пациентов.

   В настоящее время усилия государства сосредоточены на информатизации функции финансирования здравоохранения, то есть деятельности медицинских экономистов и бухгалтеров. Компьютеры в здравоохранении используются для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в области обязательного медицинского страхования, ведения взаиморасчетов. Практически во всех регионах территориальные фонды обязательного медицинского страхования профинансировали оснащение ЛПУ компьютерной техникой и закупку необходимого для решения задач фонда программного обеспечения. Поэтому на сегодняшний день можно считать автоматизированными все процедуры, связанные с деятельностью фонда обязательного медицинского страхования, а именно:

  1. выполнение взаиморасчетов по медобслуживанию пациентов,
  2. учет взаимоотношений в системе дополнительного лекарственного обеспечения,
  3. сбор медицинской статистики.

   Предлагаемый подход к информатизации системы охраны здоровья опирается на принципы работы иммунной системы человека, которая успешно решает задачи «охраны здоровья»   живых клеток организма. Исследованием вычислительных возможностей иммунной системы занимается иммунокомпьютинг - новое научно-техническое направление, использующее в моделях сложных систем методы обработки информации специализированными молекулами белков и иммунными сетями.  В настоящей статье термин «иммунокомпьютинг» (искусственная иммунная система) используется как синоним словосочетания «информационная система (ИС)  здравоохранения, обладающая специальными свойствами». Эти специальные свойства, по нашему убеждению, непременно будут приобретены в результате эволюции ИС здравоохранения (насыщения компьютерной, телекоммуникационной техникой и соответствующими технологиями). Суть этих свойств в том, что выполняются условия полноты и замкнутости информационных потоков о состоянии здоровья пациентов.

   Применительно к проблеме информатизации здравоохранения выделим следующие принципы иммунокомпьютинга:

  1. сетевой принцип организации информационной структуры,
  2. принцип дублирования информации,
  3. постоянный и активный характер контроля состояния пациентов,
  4. лояльность пациента к системе охраны здоровья, которая выражается в том, что инициатива выдачи достоверного сообщения о нарушении структуры или исполняемых функций принадлежит пациенту,
  5. формирование коллективной памяти об эффективных способах профилактики и борьбы с заболеваниями.

   Реализация указанных принципов предполагает предоставление каждому гражданину России и каждому лицензированному врачу персонального выделенного сетевого информационного ресурса в общегосударственном информационном пространстве. Кроме того, каждый врач должен быть оснащен персональными средствами информационной поддержки, которые способны обеспечить интегрирование его опыта и знаний, а также оперативный доступ к общим информационным ресурсам.

    В России проживает более 142 млн. граждан, каждый из которых обладает законным правом стать клиентом системы здравоохранения. Распределение состава населения России по возрастным группам (с интервалом 5 лет). Профессионально занимаются охраной здоровья граждан России более 700 тыс. врачей.

   Задача информатизации ключевого звена здравоохранения - процесса взаимодействия врача и пациента, не может быть решена для всех участников процесса одновременно. Необходимо определить стратегию поэтапного внедрения предлагаемой технологии.

   Первый этап должен быть выбран так, чтобы, во-первых, задача в целом могла быть решена в обозримый период и, во-вторых, каждый этап должен приносить ощутимый целевой и экономический эффект.

   Для реализации первого этапа информатизации процесса взаимодействия врача и пациента следует выбрать наиболее перспективные категории участников этого процесса (субъекты системы здравоохранения).

   На наш взгляд, такими категориями являются, с одной стороны, выпускники медицинских ВУЗов - дипломированные (лицензированные) врачи и, с другой стороны, граждане России, родившиеся в текущем году.  Очевидно, что основные затраты на решение проблемы информатизации указанных категорий субъектов здравоохранения должно взять на себя государство. Объем этих затрат должен рассчитываться из известных статистических данных на текущий год: числа молодых врачей и числа родившихся граждан. Технологической и инфраструктурной основой единого подхода к информатизации здравоохранения может служить национальная составляющая сети Интернет. Персональные выделенные сетевые ресурсы врача и пациента должны быть построены на основе типовых (единых для информационной системы здравоохранения) Web и Grid сервисов, что обеспечит управляемость сетью персональных информационных ресурсов (ИР). В результате взаимодействия врача и пациента должна формироваться и сохраняться минимально необходимая информация, на основе которой могут быть вычислены все параметры лечебного процесса от диагноза до стоимости медицинской услуги. Информация должна сохраняться в 3-х экземплярах: в базе пациента, базе врача и в базе фонда ОМС. Структура этой информации должна быть унифицирована и содержать следующие компоненты:

Информация о работе Управление информационными ресурсами в здравоохранение