Электронды медициналық картаның автоматтандырылған басқару жүйесі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание

Сложные современные исследования в медицине немыслимы без применения вычислительной техники. Количество информации, которое получается при таких исследования так огромно, что без компьютера человек был бы неспособен ее воспринять и обработать. Все это приводит к тому, что многие отечественные лечебно-профилактические учреждения в своей деятельности активно прибегают к услугам комплексных медицинских информационных систем. Последние представляют собой целостный (универсальный) программный продукт, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять руководство деятельностью медучреждения и оказывать медицинские услуги.

Содержание

Введение 3
Аналитическая часть 4
Анализ современных медицинских информационных систем 4
Уровни МИС 6
Классификация МИС 7
Электронная медицинская карта 10
Преимущества и Недостатки ЭМК 12
История развития ЭМК 14
Обоснование необходимости разработки ЭМК 18
Стандартизация структуры ЭМК (Стандарт HL7) 19
Проектная часть 21
Обоснование выбора средств разработки ЭМК 21
Система баз данных MS SQL Server 2000 22
Интегрированная среда разработки Delphi7 26
Математические методы корреляционного анализа ростовесовых
характеристик пациента 28
Нормированный коэффициент корреляции Браве-Пирсона 32
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена 32
Структура ЭМК 37
Структура БД 38
Описание программы 39
Экономическая часть 50
Охрана труда 58
Заключение 60
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ_ЗАПИСКА.docx

— 5.00 Мб (Скачать документ)

 

 

      1. Уровни МИС

 

По мнению сотрудников  американского института медицинских  записей (Medical Records Institute, USA), фактически можно выделить 5 различающихся уровней  компьютеризации для МИС.

ПЕРВЫМ уровнем МИС являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень  характеризуется тем, что только около 50 % информации о пациенте вносится в компьютерную систему, и в различном  виде выдается ее пользователям в  виде отчетов. Иными словами, такая  компьютерная система является неким  автоматизированным окружением вокруг "бумажной" технологии ведения  пациента. Такие автоматизированные системы обычно охватывают регистрацию  пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций, финансовые вопросы, идут параллельно "бумагообороту" и служат прежде всего для разного  вида отчетности.

ВТОРЫМ уровнем МИС является система  компьютеризированной медицинской  записи (Computerized Medical Record System). На этом уровне развития МИС те медицинские документы, которые ранее не вносились в  электронную память (прежде всего  речь идет об информации с диагностических  приборов, получаемой в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм  и пр.), индексируются, сканируются  и запоминаются в системах электронного хранения изображений (как правило, на магнитооптических накопителях). Успешное внедрение таких МИС  началось практически только с 1993 г.

ТРЕТЬИМ уровнем развития МИС является внедрение электронных медицинских  записей (Electronic Medical Records). В этом случае в медицинском учреждении должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации со своих рабочих мест. Пользователи должны быть идентифицированы системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу. Структура электронных медицинских записей определяется возможностями компьютерной обработки. На третьем уровне развития МИС электронная медицинская запись может уже играть активную роль в процессе принятия решений и интеграции с экспертными системами, например, при постановке диагноза, выборе лекарственных средств с учетом настоящего соматического и аллергического статуса пациента и т.п.

На ЧЕТВЕРТОМ уровне развития МИС, который авторы назвали системами  электронных медицинских записей (Electronic Patient Record Systems или же по другим источникам Computer-based Patient Record Systems), записи о пациенте имеют гораздо больше источников информации. В них содержится вся соответствующая медицинская  информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских  учреждений. Для такого уровня развития необходима общегосударственная или  интернациональная система идентификации  пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования и пр.

ПЯТЫМ уровнем развития МИС  называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Record). Она отличается от системы  электронных записей о пациенте существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента. Появляются сведения из областей нетрадиционной медицины, поведенческой деятельности (курение, занятия спортом, пользование диетами и т.д.).

 

 

      1. Классификация МИС

 

Классификация медицинских  информационных систем основана на иерархическом  принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения.

Различают:

  1. медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют:

а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),

б) консультативно-диагностические  системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и  выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),

в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или  автоматизации диагностического и  лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с  организмом больного),

г) автоматизированные рабочие  места специалистов (для автоматизации  всего технологического процесса врача  соответствующей специальности  и обеспечивающая информационную поддержку  при принятии диагностических и  тактических врачебных решений);

  1. медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами:
  1. информационными системами консультативных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях);

б) банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения);

в)персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты);

г)скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста);

д)информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения);

е)   информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);

  1. медицинские информационные системы территориального уровня представлены:

а)  ИС территориального органа здравоохранения;

б) ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;

в) компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;

  1. федеральный уровень, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.

Итак, информационные технологии могут с успехом применяться  в различных областях современной  медицины. Например, в сфере обеспечения  безопасности пациентов современные автоматизированные системы способны усилить контроль качества и безопасности лекарственных средств и медицинских услуг, снизить вероятность врачебных ошибок, предоставить скорой помощи средства оперативной связи и доступа к жизненно важной информации о пациенте. Современные технологические решения в состоянии обеспечить свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от места проживания пациента, значительно повысить доступность высокотехнологичных медицинских услуг, медицинской экспертизы

Пока информатизация в  нашей медицине – процесс не равномерный, соответственно, и задачи здесь решаются параллельно очень разные. Одни медучреждения  ищут интеграционные средства с тем, чтобы преодолеть разнородность  сформированной ИТ-инфраструктуры. Другие присматриваются к CRM. Третьи вообще начинают собственную разработку медицинской  ИС. Четвертые же пока ограничиваются базовой компьютеризацией. В любом  случае, так или иначе, ЛПУ сталкиваются с необходимостью иметь хотя бы ориентировочную, «наколенную» ИТ-стратегию и пусть  скромный, но собственный ИТ-отдел.

Сотрудничество с мировым  медицинским сообществом, участие  в совместных исследовательских  или телемедицинских проектах неизбежно  подталкивает к тому, чтобы начинать перенимать передовой опыт. В этом смысле, как когда-то говорили об отечественных  банках или ритейлерах, у наших  есть своего рода фора – можно сразу  пойти «правильным» путем, избежав  тех ошибок, с которыми уже столкнулись  иностранные коллеги. И сразу  же иметь в виду «правильный» вывод: информатизация сама по себе не сможет улучшить плохо организованную деятельность. Но при этом она может и должна стать способом повышения ее эффективности. А также – прозрачности, с тем  чтобы снизить коррупционность  или возможности манипулирования, часто свойственные этой достаточно закрытой до недавнего времени отрасли.

В ближайшие годы развитие рынка  медицинских информационных систем будет стимулировать государственная  политика; кроме того сохраняется  важность необходимости повышения  качества медобслуживания, оптимизации  работы ЛПУ и наличия на рынке  МИС, реально облегчающих работу персонала.

Рисунок 1. Классификация МИС

 

 

    1. Электронная медицинская карта

Электронная медицинская карта (ЭМК) – ядро медицинской информационной системы. Вся медицинская информация, собираемая в течение жизни человека, накапливается в электронной медицинской карте пациента.

Электронная медицинская  карта пациента (ЭМК) – единое хранилище медицинской информации, предназначенное для ведения, хранения, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей по всем случаям обращения пациента за медицинской помощью в лечебное учреждение. Электронная медицинская карта создается при первом обращении пациента в медицинское учреждение при его регистрации. Она создается один раз. Внутри медицинской электронной карты создаются эпизоды по каждому случаю обращения пациента в лечебное учреждение. В случае нахождения пациента на стационарном лечении формируется электронная история болезни. В случае поликлинического лечения — амбулаторная карта пациента.

Бумажная медицинская  карта служила врачам верой и правдой многие годы, но физические и практические ограничения бумажной технологии снизили эффективность применения традиционных медицинских карточек для хранения и организации большого числа разнообразных данных. А ЭМК является электронным аналогом стандартных форм Министерства здравоохранения РК "Медицинская карта амбулаторного больного" (форма 025/у-04) и "Медицинская карта стационарного больного" (форма 003/у).

Основной целью ведения электронной медицинской карты является содействие лечению пациента. Она обобщает то, что было с пациентом в прошлом, и документирует наблюдения, диагностические выводы и планы медицинского персонала. В определенном смысле она является внешней памятью, к которой специалисты здравоохранения могут обратиться, когда они вспомнят о пациенте спустя некоторое время.

Электронная медицинская карта является также средством взаимодействия между специалистами и обратившимися к ним врачами, между врачами и медицинскими сестрами и т. д. В больнице она является основным проводником действий. Врачи инициируют диагностические и терапевтические действия, записывая соответствующие распоряжения на бланках рецептов и заказов (направлений). Сотрудники, получающие рецепты и заказы, в свою очередь, записывают свои действия и наблюдения; например лаборанты записывают результаты лабораторных тестов, фармацевты регистрируют отпуск лекарств, а медицинские сестры записывают детали своего взаимодействия с пациентами.

Амбулаторная медицинская карта помогает обеспечить преемственность лечения от одного визита пациента к другому. Поскольку ожидаемая продолжительность жизни растет и популяция стареет, центр тяжести амбулаторного медицинского обслуживания смещается в сторону профилактики и лечения хронических заболеваний. Медицинская карта позволяет медицинским работникам просматривать данные, собранные за достаточно большие промежутки времени. и тем самым изучать течение проблем и заболеваний пациента.

        История   болезни  -  это  сжатый  отфильтрованный   отчет  об  эпизодах лечения  пациента в системе здравоохранения.  Физические  и  практические  ограничения  бумажной  технологии   снизили эффективность  применения  традиционных  историй  болезни  для  хранения   и организации  большого  числа  разнообразных  данных.   Обсудим   возможности преодоления этих ограничений за счет  применения  автоматизированных  систем ведения истории болезни.

Издавна медицинские карты являются источниками новых медицинских знаний. Ретроспективные исследования выписок из медицинских карт позволили выявить важные медицинские причинно-следственные отношения - например, что курение увеличивает риск раковых заболеваний, что применение оральных контрацептивов увеличивает риск тромбоза вен и легочных эмболий. Большинство эпидемиологических исследований основано на ретроспективном анализе значительного числа медицинских карт.

 

 

      1. Преимущества и недостатки ЭМК

Информация о работе Электронды медициналық картаның автоматтандырылған басқару жүйесі