Гиперактивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание

Объект: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
Предмет: гиперактивное поведение детей младшего школьного возраста и его коррекция.
Задачи:
Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Проанализировать аспекты на предмет возникновения причин риска формирования гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Выявить диагностику оценки степени склонности детей младшего школьного возраста к гиперактивному поведению.

Работа состоит из  1 файл

гиперактивность курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

 

Проблема гиперактивности  в настоящее время приобретает  особую актуальность, т.к. число гиперактивных  детей младшего школьного возраста с каждым годом увеличивается. По данным разных источников от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Актуальность проблемы еще и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Объект: дети младшего школьного возраста с гиперактивным  поведением.

Предмет: гиперактивное поведение детей младшего школьного возраста и его коррекция.

Задачи:

  1. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста.
  2. Проанализировать аспекты на предмет возникновения причин риска формирования гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста.
  3. Выявить диагностику оценки степени склонности детей младшего школьного возраста к гиперактивному поведению.

4. На основе осуществленного анализа разработать комплексную методику работы с детьми младшего школьного возраста, у которых наблюдается гиперактивное поведение.

5. Оценить эффективность методики.

 

Глава 1

 

 

 

  1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

  Младший школьный возраст  охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных  классах, и определяется важнейшим  обстоятельством в жизни ребенка  — его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности детей младшего школьного возраста, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. 

Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей младшего школьного возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети младшего школьного возраста лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей младшего школьного возраста остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети младшего школьного возраста утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Ребенок младшего школьного возраста, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей младшего школьного возраста становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.

Кризис  семи лет

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок младшего школьного возраста  при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.

В основе симптомов кризиса лежит обобщение переживаний. У ребенка младшего школьного возраста возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. 

Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок младшего школьного возраста должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. 

Взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста– он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, после выполнения которых получает общественную оценку.

Первый год  обучения особенно трудный для ребенка младшего школьного возраста: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Дети младшего школьного возраста привыкают к коллективу, ближе узнают своих одноклассников, приобретают друзей, включаются в складывающиеся в школе межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах обоюдных влияний, оказываемых друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка младшего школьного возраста, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

Вначале дети младшего школьного возраста как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще «сам по себе». Связь между ними происходит с помощью педагога. В дальнейшем они активно овладевают навыками общения. Социальное взаимодействие с группой сверстников и умение заводить друзей выступают одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы у детей младшего школьного возраста становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

  1. Основные проявления и аспекты гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения  в детском возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у  детей в старшем дошкольном и  младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей младшего школьного возраста требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность проявляется очень явно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и  импульсивностью поведения. Кроме  того, для большинства детей младшего школьного возраста с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.

Гиперактивность детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте.

Важно учитывать  то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми  людьми ребенок младшего школьного возраста не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком младшего школьного возраста и его родителями.

Импульсивность  постоянно наблюдается у гиперактивных  детей младшего школьного возраста, как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок младшего школьного возраста часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети младшего школьного возраста склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Наряду с  гиперактивностью в двигательной сфере у детей младшего школьного возраста обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная сформированность координации движения ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

Так же у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженная отвлекаемость.

2.1.   Факторы риска для формирования гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста

Причины и механизмы  развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (то есть этиология  и патогенез) сложны и остаются недостаточно выявленными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, биохимические, нейрофизиологические, социально-психологические и другие концепции. В связи с возможным участием в генези различных факторов в настоящее время этот синдром нередко рассматривает с позиций развёрнутой биопсихосоциальной патологической модели.

Пренатальные  и перинатальные патологические факторы

Возникновению синдрома дефицита вниманию с гиперактивностью способствуют асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение. Между тем установлено, что отдалённые исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуются социально-психологическим факторами. У детей младшего школьного возраста из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре – перинатальной патологии в основном исчезают к школьному возрасту, тогда как у детей из семей с низким социально-экономическим статусом они продолжают сохраняться.

Генетические  факторы

Наличие в анамнезе факторов раннего органического  повреждения центральной нервной  системы удаётся установить не у  всех пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Результаты изучения различных семей также указывает на существование генетического компонента в формировании этого синдрома.

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды

Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей младшего школьного возраста. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом.

Целенаправленные  исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5–10 мкг/дл коррелирует у детей младшего школьного возраста с возникновением проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта IQ.

Остается невыясненным, формируется ли у детей младшего школьного возраста вследствие неблагоприятных факторов внешней среды гиперактивность, или речь идет о развитии церебрастенического синдрома в результате хронического токсического взаимодействия.

Роль  пищевых факторов

Существуют  теории, согласно которым факторами  риска для формирования гиперактивности  являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванный искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Итак, системы  мозга, обеспечивающие функции внимания и моторного контроля, имеют сложную многоуровневую организацию. Разрабатываемые различными исследованиями подходы к изучению этиологии и патогенеза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в большинстве своем затрагивают лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы. Тем не менее, на современном этапе можно обозначить две основные группы факторов, детерминирующие развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: 1 – раннее повреждение центральной нервной системы, связанное с негативным влиянием на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов; 2 – генетические факторы.

Информация о работе Гиперактивность