Основные этапы истории становления науки о поведении животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 00:10, контрольная работа

Описание

Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания .Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных.

Содержание

1. Каковы основные этапы истории становления науки о поведении животных?
2. Какова роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?
3. Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры.
4. Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают?
5. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер?
6. Приспособление к действию каких факторов среды обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции?
7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании? Приведите примеры изобретения новых приемов добывания пищи.
8. Какие демонстрации используют самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции умиротворения полового партнера?
9. Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных.
10. Чем характеризуется развитие поведения и психики позвоночных в период первичной социализации?

Работа состоит из  1 файл

зоопсихология работа.docx

— 51.08 Кб (Скачать документ)

Экзаменационная работа  студента очного отделения 
Зоопсихология и сравнительная психология 
Преподаватель М.Н.Сотская 
Вариант 12

Воробьева.О.А 
ЮПК-2.4 
Дата получения задания:17.03.11 
Дата сдачи работы :23.10.11

 
Вопросы 
1. Каковы основные этапы истории становления науки о поведении животных? 
2. Какова  роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?  
 3.   Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры. 
 4. Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают? 
5. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер? 
6. Приспособление к действию каких факторов среды  обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции? 
7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании?   Приведите примеры изобретения новых приемов добывания пищи. 
8. Какие демонстрации используют самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции умиротворения полового партнера? 
9. Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных.  
 10. Чем характеризуется развитие поведения и психики  позвоночных в период первичной социализации?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1.Каковы  основные этапы истории становления  науки о поведении животных?

Основные этапы истории становлении  науки о поведении животных:

1.Культ животных в религиях. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания .Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы. растения были такими же существами, как он сам. То есть можно сделать некий вывод,что на начальных этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления,  позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе.

2.Представления о поведении животных в средние века. В средние века одним из главных философских вопросов стал вопрос о душе. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название анимизм. Анимизм явился и исторически первым учением о душе. Величайший мыслитель древности Аристотель был первым подлинным естествоиспытателем среди философов. Аристотель отмечал большие различия в поведении разных животных, а также принципиальную разницу между животными и человеком,так называемые разные типы души. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная "чувственная " душа. В средние века достаточно интенсивно развивалось изучение анатомии и медицины, вследствие чего стало очевидно, что человек и животные анатомически весьма похожи. Основное различие между ними, по мнению философов того времени, заключалось в наличии у человека души. 
Получило широкое распространение направление в естественных науках, названное креационизмом (от лат. creator - создатель). Этой точки зрения придерживался крупнейший мыслитель Европы XVII в. Р. Декарт (1596-1650). Созданное им психологическое учение получило название Картезианство.сновой его теории явилось христианское учение о бессмертии души. Для души, с его точки зрения, характерно наличие особых мыслительных способностей, которые Р. Декарт называл "мыслящей субстанцией". Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, он объяснял "развитием или редукцией определенных органов" .В связи с этим Декарт считал, что изучать нужно органы, а не поведение животных, которое полностью подчинено анатомической структуре организма.

 Таким  образом, человек окончательно  и бесповоротно стал "венцом  творения", а ритуалы и обряды, связанные с почитанием животных, у большинства народов остались  в прошлом. 

3. Представления о поведении животных в XVIII в. В эпоху Возрождения наука и искусство освободились от догм и ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Стали активно развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались многие виды искусств. С самого начала ученые выделяли две формы поведения:”инстинкт” и ”разум”. Характерный для того периода развития науки подход к поведению животных демонстрирует в своих трудах французский натуралист Ж. Бюффон. Бюффон утверждал, что многие животные наделены зачастую более совершенным, чем у человека, восприятием. 
     Бюффон выступил с критикой антропоморфического подхода к трактовке поведения животных. Анализируя поражающее своей высокой адаптивностью поведение насекомых, он подчеркивал, что их действия являются чисто механическими. он способствовал созданию предпосылок для классификации форм поведения. Пытаясь провести рубеж между психикой человека и животных, Бюффон указывал, что основные различия между ними заключаются в том, что животные не имеют представления ни о своем прошлом, ни о будущем. Одно из первых определений инстинкта принадлежит немецкому ученому, профессору математики и языковедения Гамбургской академии Реймарусу. Уже в конце XVIII в. существовали различные взгляды на происхождение инстинкта. Так, совершенно разные точки зрения на это высказывали Кондильяк и Леруа. Кондильяк сформулировал гипотезу о "генезисе инстинктов", в которой инстинкт рассматривается как результат редукции разумных способностей. Леруа, напротив, считал, что инстинкт является элементарной способностью, которая превращается в высшее психическое свойство в результате длительных усложнений. Леруа являлся одним из первых исследователей развития умственных способностей животных.

4. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв.

4.1 Работы иностранных авторов. Основная заслуга в этом принадлежала французскому естествоиспытателю Ж.-Б. Ламарку. В 1809 г. он издал свою знаменитую "Философию зоологии", в которой психология животных рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина. Ламарк был первым, кто обнаружил связь психических реакций организма на внешнюю среду с эволюцией животного мира. Он признал зависимость психики от нервной системы, создал первую классификацию психических актов.

С середины XIX в. начинается систематическое  экспериментальное изучение поведения  животных. Автором одного из первых экспериментальных исследований Ф. Кювье. В своей работе он стремился сопоставлять систематические наблюдения за животными в привычной для них среде обитания, с их поведением в зоопарке. Особую известность получили его опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе в изоляции от сородичей. Ф. Кювье впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды; попытался провести границу между "умом" и "инстинктом", дал сравнительную характеристику "ума"представителей представителей представителей разных таксономических групп. Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина  
     В работах "О выражении ощущений у животных и человека" (1872), а также "Инстинкт" и "Биографический очерк одного ребенка" (1877) Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики. В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс .Наибольшую известность получила его книга "Ум животных" (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.      Большую роль в выработке критериев, необходимых для надежного разделения разных форм поведения, сыграли работы английского психолога К. Ллойда-Моргана (1852-1936). В частности, его интересовала проблема соотношения инстинктов и обучения в поведении животных. Он сформулировал исключительно важное для экспериментальной работы в зоопсихологии "Правило экономии".Согласно этому правилу, "то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале". Огромное значение для развития науки о поведении сыграли работы английского ученого Э. Торндайка Наряду с И.П. Павловым, он считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. Широкую известность принесли Торндайку его опыты с так называемыми "проблемными ящиками". Торндайк сформулировал свою концепцию в ряде законов:

1закон упражнения - сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких совпадений;

2закон готовности - повторение таких совпадений изменяет готовность организма к проведению нервных импульсов;

3закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию

4закон эффекта - любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта становится более вероятным, чем прежде.

 

     Важнейший вклад в изучение поведения  животных внесли австрийский ученый Конрад Лоренц и нидерландский ученый Нико Тинберген, которых считают основателями современной этологии.

4.2 Исследования российских ученых. Наука о поведении животных весьма плодотворно развивалась и в России. Множество интересных наблюдением за поведением животных было проведено в конце XIX в. учеными- зоологами М. Мензбиром,Д.Кайгородовым и др.      Большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии "биопсихологических исследований внесВ. А. Вагнер. Он занимался систематическим изучением поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер. Вагнера отвергал изучение психики человека как пути к пониманию психики животных. Считал, что при изучении поведения необходимо использовать специальные методологические подходы: Филогенетический и Онтогенетический. Филогенетический подход заключается в том, что особенности инстинктов животного данного вида следует оценивать в сравнении с поведением видов - ближайших родственников. Онтогенетический подход рекомендует анализировать все индивидуальные проявления инстинктов у отдельной особи. В. А. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков. Работы Вагнера оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении. Введенный им "объективный биологический метод" был воспринят и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов. Представления Вагнера об эволюционном происхождении инстинктов и значении сравнительного изучения поведения для разработки проблем филогенеза во многом предвосхитили и ряд положений этологии.

Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Изначально ее научная деятельность была связана с анализом поведения самых разных животных при помощи самых разнообразных методов исследования. В 1920-1923 гг. А.Ф. Котс был директором Московского зоопарка. В эти годы внимание Ладыгиной-Котс переключилось на анализ проблем инстинкта при использовании наблюдения за различными животными зоопарка. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, а также проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих. В 1927 г. у супругов Котс родился сын. С первого часа его жизни и до 7-летнего возраста за его психическим развитием проводились непрерывные наблюдения. Протоколы этих наблюдений составили 1000 страниц текста и были проиллюстрированы многими тысячами фотографий. Эти дневники были использованы в монографии "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях" (1935). Проанализировав движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян.Она акцентировала внимание на имеющихся между ними различиях. Один из важных ее выводов: "...шимпанзе не почти человек, а совсем не человек". В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная методика "Выбор по образцу", пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.      Научное наследие Н.Н. Ладыгиной-Котс продолжает оказывать большое влияние на современных исследователей эволюционных предпосылок мышления человека как в России,так и за рубежом.

 

     Большой вклад  в развитие науки о поведении  животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо прежде всего  отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев,И.П.Павлов и целый ряд его учеников. И.М. Сеченов занимался изучением физиологии нервных процессов. Среди главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций. В центре научных интересов В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным.

Существенный вклад в развитие медицины, в физиологию вегетативной нервной системы эволюционную физиологию и биохимию, а также в формирование современных представлений о закономерностях становления поведения внес Л.А. Орбели. вклад в исследования поведения и психики человекообразных обезьян внесли работы ученика Л.А. Орбели Л. А. Фирсова. Его лабораторные исследования включали сравнительную оценку: разных видов памяти, способности к подражанию, способности к обобщению и формированию довербальных понятий, голосового общения некоторых аспектов социальных взаимодействий у человекообразных обезьян.

Многоплановые исследования Л.А. Фирсова  показали, что шимпанзе обладают высочайшим уровнем развития поведения и психики. Фирсов пришел к заключению о том, что психика антропоидов характеризуется таким уровнем способности к формированию довербальных понятий, который можно рассматривать как промежуточный между первой и второй сигнальными системами.

Большая заслуга в сохранении и  развитии зоопсихологии и сравнительной  психологии как самостоятельной  науки в России принадлежит профессору факультета психологии МГУ К.Э. Фабри.

2. Какова  роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?  
Зрение играет огромную роль в жизни животных.

1Это один из важных сенсорных каналов, связывающих с внешним миром. В то время как звуковые сигналы могут восприниматься животными на достаточно большом расстоянии, а обонятельные оказываются вполне информативными и в отсутствие в поле зрения или слуха других особей, зрительные сигналы могут действовать лишь на относительно коротком расстоянии.

2.Ключевую роль в зрительной коммуникации играют позы и телодвижения, при помощи которых животные сообщают о своих намерениях. На относительно большом расстоянии могут действовать сигналы тревоги в виде мелькающих пятен белого цвета: хвост или пятно на заду у оленей, хвосты кроликов, увидев которые, представители того же вида кидаются в бегство, даже не видя самого источника опасности.

3 У позвоночных для процесса общения между особями.

4.  Большую роль в разграничении индивидуальных, семейных и групповых участков играют визуальные метки: земляные накопки и порои, мочевые точки), сдирание коры деревьев, скусывание веток, кучи помета .Как правило, оптические метки совмещаются с химическими, что увеличивает значение такого сигнала.

Зрительные сигналы,используемые животными:

 1.Многие членистоногие имеют хорошо развитое цветовое зрение, но тем не менее зрительная сигнализация у них не очень распространена, хотя цветовые сигналы используются в демонстрациях ухаживания, например у бабочек или манящих крабов.  

2.Рыбы обладают хорошим зрением, но плохо видят в темноте, например в глубинах океана. В Данном случае это является  окраска, это важно в брачный период

3. У пресмыкающихся зрительные коммуникации значительно слабые. Однако в период ухаживания  исполняют ритуальные танцы или своеобразно покачиваются при движении

4.У птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами.

5.Жесты, мимика, а иногда также  положение тела и цвет морды  – основные зрительные сигналы  высших обезьян .Такие сигналы, как гримасничанье, зевота, движение языка, прижимание ушей и чмокание губами, могут быть и дружественными, и недружественными. Так, если павиан прижимает уши, но не сопровождает это действие прямым взглядом или морганием, его жест означает подчинение.

3.Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры

Деривационный эксперимент характеризуется  условиями продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных  потребностей обьекта.

Примеры:

   1.Основной труд  Скиннера - Поведение организмов (1938), где он излагает основополагающие  принципы "оперантного обусловливания". Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное "скиннеровским ящиком. Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в такой особой ситуации.

Информация о работе Основные этапы истории становления науки о поведении животных