Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:29, шпаргалка

Описание

Концепции (смысл, определение): -определенный способ понимания -основная точка зрения -ведущий замысел. Современное естествознание- совокупность наук о природе.
КСЕ – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития.

Работа состоит из  1 файл

КСЕ - шпора.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

В современной литературе существует два различных подхода  к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека: -оно целиком  обусловлено генами,абсолютизируя биологический фактор – панбиологизм. -все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками,а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование – пансоциологизм. Наследуются не сами способности, а лишь их задатки, проявляющиеся в условиях среды.Характерные черты человеческого поведения приобретаются только через социальное наследование.

В онтогенезе человека важное значение имеют понятия: -генотип – наследственная основа организма,совокупность генов,локализованных в его хромосомах,та генетическая конституция,которую человек получает от своих родителей. -фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма,сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Элементы фенотипа: -биологические задатки,кодируемые в генах; -среда (социальная и природная); -деятельность индивида; -ум (сознание,мышление). Предметом евгеники является первый из указанных элементов,представители евгеники абсолютизируют именно его.Социальные элементы фенотипа остаются вне их поля зрения.

 

35. Человек  как целостная сиситема. Физическое  и психическое здоровье человека.

Человек является существом биосоциальным, т.е. носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. Со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной – как личность. В рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного, безличного представителя человеческого рода. Указывая какие-то конкретные качества индивида, персонифицируя его, мы придём к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. Т.е. предельно персонифициррованный индивид и есть личность. Личность – это социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность.Личность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов.В общей психологии под личностью подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Социологические исследования личности анализируют социальные функции (роли) человека. В науке личность рассматривается как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, её конкретное состояние и св-ва. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность. Социализация – это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Социализация осуществляется прежде всего через включённость человека в определённые общественны отношения, фориы общения и виды деятельности. Социализация осуществляется как в филогенезе (формирование родовыз св-в и качеств человека), так и в онтогенезе (становление конкретной личности). Личность – результат социализации индивида. Личность э то всегда процесс, постоянное становление. Деградация личности происходит, если она застывает в формировании, в своих устремлениях или когда индивид полностью подчинён чужой воле, когда не остаётся свободы выбора и поступков. Нравственно-духовная сущность личности – направленность её сознания, личностные ориентации, мировоззрение, нравственность и ответственность. Личность характеризуется силой духа, свободы, творчества и добра. Если индивид стремится быть личностью, он должен быть ответственным не только в мыслях, но и в поступках. Ответственность является в большей степени атрибутом личности, чем свобода, т.к. быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.

Здоровье человека – см. вопрос 39 - Экология и здоровье человека.

 

36. Социобиология  о природе человека.

Возникновение социобиологии связано  с выходом в 1975 г. книги американского  энтомолога Уилсона «Социобиология: новый синтез».

Важнейшим в ней является анализ возможностей и границ между поведением человека и животных,принципам и понятиям дарвинизма,естественному отбору.Наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукционизм: антропология сводится к биологии,а биология – к молекулярной генетике.

Теория генно-культурной коэволюции:

Процессы генной и культурной эволюций человека происходят совместно,однако ведущая роль отводится генам.Человек – объект биологического знания.Главные положения теории Уилсона сводятся к тому,что у человека не может быть целей,возникших вне его природы.

Согласно точке зрения представителей теории коэволюции человек наследует моральные качества по биологическим каналам. Пример: война-проявление агрессии внутри данного вида (людей), любовь – механизм,благодаря которому появляется оптимальная связь между партнерами и т.д. Человек может развиваться только в единстве с природой.Вернадский впервые научно обосновал тесную взаимосвязь природы и человека.Но вне социальных условий одна природа не делает человека человеком,т.е. биологическое в человеке удовлетворяется и проявляется в социальной сфере. «Очеловечивание» природы на практике не всегда носит благоприятный характер и для природы,и для человека.

 

37. Социально-этические  проблемы генной инженерии человека.

 Этические аспекты генной  инженерии выражают очень значимый вопрос,входящий в круг проблем,рассматриваемых биоэтикой. Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии,а так же в ходе практического применения ее результатов. Биоэтика сформировалась в конце 60х-начале 70х г.г.Ее возникновение обусловлено достижениями медицины (генная инженерия,трансплантация органов,биотехнология и др.) и ее тех.перевооружением.

Актуальность генной инженерии  человека связана с необходимостью лечения больных с наследственными  заболеваниями,обусловленными геномом (совокупность генов организма,генетический план его развития).Заболевания на генном уровне все чаще обусловлены развитием цивилизации.Повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере – факторы,вызывающие мутации у человека.Необходимость генной терапии наследственных болезней выдвигает на первый план генную инженерию – раздел молекулярной биологии,прикладная молекулярная генетика,задачей которой является целенаправленное конструирование новых,не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических и биохимических методов.Она основана на извлечении из клеток какого-либо организма гена или группы генов,соединении их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма. Имеющиеся достижения в этой области показывают перспективность генной терапии наследственных болезней. Главная проблема генной инженерии – где гарантии того,что генная терапия не будет использована во вред человеку. Некоторые ученые (академик Дубинин) полагают,что надо вести борьбу за охрану существующей наследственности человека и не пытаться заменить эту наследственность кажущимся лучшим. Другие (Нейфах),призывают различать невежественное вмешательство в наследственность человека и катастрофическое по своим последствиям невмешательство. Возникает и проблема,связанная с тем,что генная терапия основана на введении в организм чужеродного генетического материала,что означает непосредственное вмешательство в генофонд человека. В использовании достижений науки должны действовать жесткие рамки биоэтики,понимание того,что главное – не навредить здоровью человека,не нанести вреда его личности. Успехи генной инженерии возможны только при одновременном улучшении и социальных условий жизнедеятельности человека.Лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды можно стабилизировать геном и генофонд человека.

 

38. Сознательное  и бессознательное в психике  человека.

С вопросом биологического и социального тесно связана проблема бессознательного и сознательного в человеке. На протяжении длительного времени в науке и философии доминировал принцип антропологического рационализма: человек,мотивы его поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни.Человек в данном случае выступал лишь как «человек разумный».Начиная с нового времени в учении о человеке все большее место занимает проблема бессознательного. Такие мыслители как Лейбниц,Кант,Гартман,Ницше начали анализировать роль и значение психических процессов,не осознающихся человеком,с разных сторон.

Фрейд открыл целое направление  в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.Он представлял бессознательное как могущественную силу,которая противостоит сознанию.Психика человека состоит из трех пластов: -самый нижний и мощный пласт – «оно» – находится за пределами сознания.В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти,прежде всего сексуального характера,и вытесненные из сознания идеи; - средний слой сознательного – «я»(ego) – человека. -верхний пласт человеческого духа – «сверх я» – идеалы и нормы общества,сфера долженствования и моральная цензура. Человек – прежде всего существо,управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Драматизм человеческого существования,по Фрейду,усиливается тем,что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к агрессии,которая находит свое предельное выражение в инстинкте смерти,противостоящем инстинкту жизни.

Швейцарский психолог и культуролог  Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался  более глубоко дифференцировать фрейдовское «оно».,выделил в  нем долее глубокий слой – «коллективное бессознательное»,которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы-архетипы (образ матери-родины,народного героя).Человек – существо архетипное. Адлер подверг критике учение Фрейда за его биологическую и эротическую детерминацию человека.Человек – не только биологическое,но и социальное существо,жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами. Неофрейдийское видение у австрийского психиатра Райха и у американского психолога Хорни.Райх биологизирует бессознательное,рассматривая человека вместе с тем как природно-социальное существо.Хорни пытается социологизировать бессознательное,делая акцент на социокультурные условия бытия.Человек – существо стремящееся к самореализации. Фромм отверг и социологизаторские трактовки человека,попытался соединить психоаналитические идеи Фрейда с марксистской концепцией человека и найти между ними некую середину.Одним из наиболее важных факторов развития человека,является противоречие,вытекающее из двойственной природы,человек является частью природы и подчинен ее законам,но одновременно он и субъект,наделенный разумом,существо социальное.Человек – существо незавершенное и неполное,существование которого характеризуется внутренними противоречиями.

39. Экология и здоровье человека.

Экология человека,являясь составной  частью общей экологии,определяется прежде всего негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания.Человек при переходе от биосферы к ноосфере может не только улучшить условия своего существования,но и ухудшить их.Окружающая среда создана биотой – биологическими организмами,которые живут на Земле около 4млрд. лет.За это время биота-система жизни-научилась регулировать состояние окружающей среды,пригодной для живых организмов.

Человечество не создало  ничего,что могло бы заменить биоту  в качестве регулятора окружающей среды.но за время своего недолгого существования  уничтожило 70% естественных экосистем,которые  способны перерабатывать отходы жизнедеятельности людей.Уже в конце 19 века возник дисбаланс между человеком и окружающей средой.Сейчас объем допустимого воздействия превышен в 8-10 раз.Происходит уничтожение биологической и экологической систем.Практика формирования ноосферы показывает,что физическое и психическое здоровье человека испытывает мощное отрицательное воздействие со стороны окружающей среды.

Экологическая проблема имеет глобальный характер.

60 млн. россиян живут  в зонах экологического неблагополучия.Лишь 15% городов России можно считать экологически безопасными.В стране 13 зон с опасной экологической ситуацией (зона аварии ЧАЭС,окрестности Челябинска,где появилось новое понятие для врачей – хроническая лучевая болезнь).Здоровье населения страны с каждым годом ухудшается.70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья.До 20% возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями.При этом  за последние 5 лет заболеваемость их увеличилась в 2,5 раза.Важнейшим индикатором здоровья является уровень младенческой смертности, в России за последние 5 лет увеличился на 15%.Резко снизилось общее состояние здоровья молодежи. Экологической проблемы в чистом виде не существует.Она всегда прямо или косвенно связана с политикой,экономикой,новыми технологиями,с общей культурой человека и общества,с уровнем зрелости экологического сознания в нем. Различного рода экологические катастрофы влекут за собой психические заболевания.Чернобыльская авария породила радиофобию – повышенный страх перед радиацией, увеличение мнительности, необъективности в оценке своего здоровья, эмоциональные срывы и т.д.Возросло употребление алкоголя,в т.ч. подростками, в загрязненных районах. Примерно 85% заболеваний переносятся водой (различные токсичные соединения тяжелых металлов,вредные органические примеси и бактерии).Производные хлора обладают канцерогенным мутагенным эффектом,многие из них являются сильнейшими печеночными ядами. Почва.Загрязнители – токсические тяжелые металлы промышленных и бытовых отходов,радиоактивные вещества,гербециды,пестициды и т.д.Предельный уровень загрязнения почвы превышен более чем в 100 раз. Радиация: происходит ослабление иммунитета,страдают не только сами облученные,но и последующие поколения (рождаются дети с нервными и онкологическими заболеваниями).Главными источниками внешнего и внутреннего облучения являются долгоживущие радионуклиды (цезий,стронций,йод).Радиация попадает в организм через воздух,питьевую воду, но г.о. через продукты растительного и животного происхождения,особенно через мясомолочную продукцию.

Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и  сохранить здоровье человека и природу,необходимы ответственная экологическая политика и практика государственных и общественных органов.Важнейшая задача – формирование экологического сознания населения – комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих   таких элементов,как экологическое научное сознание,экологическая этика,психология,правосознание. Экологическое научное сознание включает формирование научной картины мира,основанной на достижениях современной науки. Сущность экологической психологии – биофилия – стремление поддерживать рост независимо от того,идет ли речь о развитии личности,растения или социальной группы. Экологическое правосознание – осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней.

 

 

 

1.Предмет и задачи  курса КСЕ.

2.Место естествознания  в обществе: естественно-научная  и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь.

3.Наука в духовной  жизни общества, или наука и  культура.

4.Наука как процесс  познания: критерии и нормы научности.

5.Специфика научного  знания и его строение.

6.Методы научного познания.

7.Логика развития науки.

8.Дифференциация и  интеграция естественных наук.

9.Научные революции  как изменение взгляда на мир.

10.Современная научная  картина.

11.Принцип универсального  эволюционизма.

12.Самоорганизация в  живой и неживой природе. Синергетика  как наука о самоорганизации  систем.

13.Современные научные представления о микромире, макромире и мегамире.

14.Двойственный мир  классической физики. Вещество и  поле как виды материи.

15.Корпускулярно-волновой  дуализм в современной физике.

16.Элементарные частицы  как глубинный уровень структурной  организации материи.

17.Мегамир: современные  астрофизические концепции. Современная модель эволюции вселенной.

18.Пространство и время:  понятие и основные свойства.

19.Специальная и общая  теория относительности Эйнштейна  о взаимосвязи пространства, времени  и материи.

20.Своеобразие свойств  пространства и времени биологических  систем.

21.Социокультурное пространство  и время.

22.Сущность жизни, ее  основные признаки.

23.Структурные уровни  организации живой материи.

24.Концепции эволюции  в биологии.

25.Эволюционная теория Дарвина и синтетеческая теория эволюции.

26.Развитие биологии  в ХХ веке. Современные концепции  генетики.

27.Генная инженЕрия  и ее актуальные проблемы. Биоэтика.

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"