Роль симметрии и асимметрии в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:09, реферат

Описание

Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) – однородность, пропорциональность, гармония, инвариантность структуры материального объекта относительно его преобразований. Это признак полноты и совершенства. Лишившись элементов симметрии, предмет утрачивает свое совершенство и красоту, т.е. эстетическое понятие. Симметрия отражает степень упорядоченности системы.

Содержание

Введение
1. История возникновения категорий симметрии
2. Операции симметрии
4. Симметрия в архитектуре
5. Асимметрия
6. Асимметрия в живой природе
7. Асимметрия человеческого мозга
8. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ксе.docx

— 48.32 Кб (Скачать документ)

 

 При рассмотрении целостного  объекта картина меняется. Симметричные  системы, например, кристаллы, характеризуются  состоянием равновесия и упорядоченности.  Но асимметричные системы, которыми  являются живые тела, также характеризуются  равновесием и упорядоченностью  с тем только различием, что  в последнем случае имеем дело  с динамической системой.

 

 Таким образом, устойчивое  термодинамическое равновесие (или  асимметрия) статической системы  есть другая форма выражения  устойчивого динамического равновесия, высокой упорядоченности и структурности  организма на всех его уровнях.  Такие системы называются асимметричными  динамическими системами. Здесь  нужно только указать, что структурность  носит динамический характер.

 

 Понятие равновесия  тоже не является только статическим,  имеется и динамический аспект. Состояние симметрии и движения  не есть нарушение равновесия  вообще, а есть состояние динамического  равновесия. Здесь можно говорить  о мере симметрии вообще, подобно  тому, как в физике оперируют  понятием движения.

 

 

7. Асимметрия человеческого  мозга

 

 

 Одно из универсальных  правил биологии – для множества  элементов системы характерны  асимметрия взаимодействий и  вытекающая из этого асимметрия  взаимоотношений. Этим правилом  описывается и способ функционирования  мозга человека.

 

 В конце 1950-х гг. начались  исследования асимметрии мозга,  и в 1970-х гг. П. Линдсейем  и Д. Норманном была создана  обоснованная теория о том,  что при разрушении левого  полушария теряется целенаправленность  действий, меняется содержание представлений  о прошлом и будущем. Так,  будущее начинается с того  события, которое давно прошло, но случайно всплыло в памяти. Нарушение целостности правого  полушария приводит к расстройствам  чувственной и эмоциональной  сфер человеческой деятельности, теряется способность к выполнению  практических действий. Нарушение  связи между полушариями мозга  приводит к возникновению двух  потоков сознания, что приводит  к ощущению «раздвоения» личности.

 

 Таким образом, было  выяснено, что целостный мозг  функционирует иначе, чем рассеченный.  Все объясняется тем, что между  полушариями мозга идет непрерывный  обмен информацией, и каждое  полушарие имеет определенную  специализацию. В ходе эволюции  сформировалась функциональная  асимметрия мозга, которая привела  к тому, что левое полушарие  взяло на себя функции речи  и логического мышления, а правое  – управление координацией движения  и фиксацию геометрических связей  объектов. Кроме того их взаимодействие  идет по правилу дополнительности  что дало человеку огромные  преимущества.

 

 

8. Асимметрия как разграничивающая  линия между живой и неживой  природой

 

 

 Пастером было установлено,  что все аминокислоты и белки,  входящие в состав живых организмов, являются «левыми», т. е. отличаются  оптическими свойствами. Объяснить  происхождение «левизны» живой природы он пытался асимметрией, глобальной анизотропией (неодинаковостью физических (физико-химических) свойств пространства по различным направлениям внутри него) пространства.

 

 Вселенная есть асимметричное  целое, и жизнь должна быть  функцией асимметрии Вселенной  и вытекающих отсюда следствий.  В отличие от молекул неживой  природы молекулы органических  веществ имеют ярко выраженный  асимметричный характер. Придавая  большое значение асимметрии  живого вещества, Пастер считал  ее именно той единственной, четко  разграничивающей линией, которую  в настоящее время можно провести  между живой и неживой природой, т.е. тем, что отличает живое  вещество от неживого. Современная  наука доказала, что в живых  организмах, как и в кристаллах, изменениям в строении отвечают  изменения свойств.

 

 Для неживой природы  характерно преобладание симметрии,  при переходе от неживой к  живой природе на микроуровне  преобладает асимметрия. Асимметрия  на уровне элементарных частиц  – это абсолютное преобладание  в нашей части Вселенной частиц  над античастицами.

 

 

 Все это говорит  о большом значении симметрии  и асимметрии в живой и неживой  природе, показывает их связь  с основными свойствами материального  мира, со структурой материальных  объектов на микро-, макро- и  мегауровнях, со свойствами пространства  и времени как форм существования  материи. Накопленные наукой факты  показывают объективный характер  симметрии и асимметрии как  одних из важнейших характеристик  движения и структуры материи,  пространства и времени, наряду  с такими характеристиками, как  прерывное и непрерывное, конечное  и бесконечное.

 

 Развитие современного  естествознания приводит к выводу, что одним из наиболее ярких  проявлений закона единства и  борьбы противоположностей является  единство и борьба симметрии  и асимметрии в структуре симметрии  и в процессах, имеющих место  в живой и неживой природе,  что симметрия и асимметрия  являются парными относительными  категориями.

 

 Таким образом, симметрия  играет роль в сфере математического  знания, асимметрия – в сфере  биологического знания. Поэтому  принцип симметрии – это единственный  принцип, благодаря которому есть  возможность отличать вещество  биогенного происхождения от  вещества неживого. Парадокс: мы  не можем ответить на вопрос, что такое жизнь, но имеем  способ отличать живое от неживого.

 

 

 Список литературы

 

 

Горбачев В. В. Концепции  современного естествознания: - М.: ООО  «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 592 с: ил.

 

Садохин. А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов  вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики  и управления. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

 

Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. Серия «Учебники  и учебные пособия» - 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

 

Хорошавина С. Г. Концепции  современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 480 с. – (Высшее образование)..


Информация о работе Роль симметрии и асимметрии в научном познании